Толкование на Ис. 60:8

Свт. Иоанн Златоуст

Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим

См. Толкование на Ис. 60:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 Кии суть, иже яко облацы летят, и яко голубие со птенцы ко мне? Мене острови ждаша, и корабли Фарсийстии во первых, привести чада твоя издалеча, и сребро и злато их с ними, имене ради Господня святаго, и за еже святому Израилеву славну быти

Здесь опять можно видеть, что введено лицо церкви, или духовного Иерусалима, по повелению Бога как бы возведшей окрест очи свои и потом изумившейся множеству притекающих к ней и не исчисленному народу собранных в нее чрез веру. Кии суть, говорит, иже яко облацы летят, и яко голубие со птенцы? Ибо уловляются чрез веру не только старцы, но вместе с ними и юноши, вместе с детьми и отцы, вместе с дочерями и матери. Итак, сеть евангельской проповеди распростирается на людей всякого возраста; о чем, полагаю, и написано в книге псалмов: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне (Пс. 148:12-13). Говорит, что они летят или идут к ней не с беспечностью и небрежностью, но как бы пернатые и скороходы, то есть отложив земные и низкие помыслы, как бы витают на небесах, или как облака от моря, они от смятения и наслаждения мирского устремляются вверх и с поспешностью возносятся к высшему граду. Между тем как церковь удивляется стечению верующих из всех стран, Уловляющий их опять открывает причину этого события и говорит: мене острови ждаша, и корабли Фарсийстии привести чада твои издалеча, и сребро и злато их с ними. И здесь под островами разумей никак не самую почву островов, (ибо это было бы ни с чем несообразно) и отнюдь не самые корабли Фарсийские, но обитающих на них или жителей островов. Фарсисом божественное Писание очень часто называет индийские (острова). Говорят, однако же, что и на Кипре есть город, называемый Фарсисом. Итак, поелику острова, говорит, и идущие из страны индийской Мене ждаша, то есть, подклонились под наложенное на них Мною иго; то по сей причине отовсюду стекается множество верующих. Приходит даже из самой варварской страны немалое число людей, носящих имя Христово, и плодоносящих во славу Его все, что может доставить им страна их. А она, говорят, изобильна и золотом и серебром. Приносят же не по прежнему обычаю каким-либо бездушным идолам и скопищам демонов, но по тому, что у них стало святым имя Господа; (имене ради Господня святаго) и славным соделался Святый Израилев (и за еже Святому Израилеву славну быти),– впрочем не так, что один - Господь, а другой – Святый Израилев, но один и тот же есть и Господь, и Святый, и прославленный. Надобно знать, что островами называются и города, имеющие в окрестности великую и необитаемую пустыню. Если бы в них было сказано, что и они ждаша Господа, то есть, служили Ему; то ты разумей, что обитатели непроходимых и отделенных великою пустынею стран или городов приидут чрез веру и принесут Христу золото и серебро, конечно отнюдь не вещество, но то, что есть в нас самого драгоценного, славного и достохвального, очевидно, веру и сияние всякой добродетели, ибо таковы (должны быть) дары Богу и приношения духовного богослужения, славные и достойные удивления. И в книге Псалмов, о Спасителе всех нас Христе написано: царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают ему (Пс. 71:10-11).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8-9 Кто это летят, как облака и как голуби — к голубятням (fenestras) своим. Ибо Меня ждут острова и в начале корабли морские, чтобы привесть сынов твоих издалека, и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя

Так как Господь взошел в Египет на облаке легком и повелел облакам у пророков, чтобы они не дождили на Израиля, то церковь, собранная первоначально из народа обрезания, удивляется, что к ней летит масса народов со всего земного шара, и приняв крылья Духа Святаго, спешат, по Симмаху и Феодотиону, к голубятням своим, по Акиле к шлюзам (cataractas) своим, чтобы вступить в церковь. Или учителя вместе с учениками, то есть голуби с птенцами своими, летят к церкви с островов языческих, которые, по пророчествам пророков, ожидали Господа. Также корабли Фарсиса, то есть моря, о которых мы подробнее говорили в видении Тира, привезут сыновей своих в церковь при начале веры, принося золото и серебро. Ибо сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:10). Об этом золоте и серебре в шестьдесят седьмом псалме написано: криле голубине посребрене и междорамия его в блистании злата (Пс. 67:14) и в семьдесят первом: царие Фарсийстии и острова дары принесут и царие Аравстии и Сава дары приведут (Пс. 71:10). Все это приносится во имя Господа Бога и Святаго Израилева, который прославит его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?

См. Толкование на Ис. 60:5