Толкование на Ис. 60:15

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-16 За сие, яко был еси оставлен и возненавиден и не бе помагающаго ти, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И изссеши млеко языков и богатство царей снеси, и уразумееши, яко Аз Господь спасаяй тя и избавляяй тя Бог Израилев

Был eси, говорит, оставлен и возненавиден, и не бе помогающего ти. Причина твоего уничижения была следующая: ты нагло поступил против Того, Кто мог возвысить тебя и сохранить тебя в непоколебимом благополучии; и никого не было, кто бы простер руку помощи, так как ты сделался ненавистен Богу за то, что ты дерзко поступил не с кем-либо из принадлежащих к разряду рабов, или исполняющих обязанности слуги, но с Самим Царем и Господом всяческих. Но поелику ты уже претерпел уничижение, то пройдут эти несчастия, и Он в другой раз возвратит тебе Свое благоволение. И это потому, что как за неповиновение надлежало тебе быть наказанным по праведному определению Божию; так и за обращение подобает тебе быть помилованным. Итак, положу тя, говорит, в веселие родом родов; ибо нет никакой печали в церкви Христовой: где полная надежда на нетление и вечную жизнь и нескончаемую славу и царство небесное, – там какая может быть скорбь? И иссеши млеко языков, и богатство царей спеси. По мнению некоторых, содержание этого пророчества научает тому, что многие из сонма Эллинов, умудрившись умом в богодухновенном Писании и усвоив знание догматического учения, сделаются учителями иудейской синагоги. Но, кажется, в настоящем случае пророческое слово имеет не такой ход мыслей, но вероятно хочет указан на то, что она наполнится дарами язычников и царскими приношениями. Истину этого доказывают самые события. По совершении же всего этого говорит, что Аз Господь спасаяй тя, ибо, как говорит тот же пророк Исаия, аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9). Итак, благодатью и человеколюбием спасен останок Израиля, так что не совсем погиб народ, происшедший от святых отцов своих.

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов

Господь наказывает недолго, хотя часто сильно, – но зато после дает радость вечную. Какое милосердие!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-16 За то, что ты был оставленным и ненавидимым и не было проходившего [чрез тебя], Я сделаю тебя гордостию веков, радостию в роды родов, и будешь сосать молоко народов и грудь царей сосать. И узнаешь, что я — Господь, спасающий тебя, и искупитель твой, сильный Иаковлев

Он прежде был оставленным и ненавидимым, с обломанными на тебе ветвями, потому что не было никого из тех, кто проходил бы и оказал бы там помощь, о коих в Псалмах говорится: и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы (Пс. 128:8): поэтому сделаю тебя гордостию народов и радостию двух родов, так как вместо прежних ветвей привиты другие от дикой маслины язычников, которые, вопреки природы прививка, приносят плоды, обладающие не прежней горечью, а сладостью, полученною от корня. Ты будешь сосать также молоко народов и сосать грудь царей. Какой смысл имеет это место, это мы подробнее изложили выше при изъяснении оного стиха: сыновья твои издалека приидут и дочери твои из груди будут сосать; или по Семидесяти: ты будет вкушать богатство царей. Этим богатством служат, по еврейскому подлиннику, сосцы царей и учителей, которыми научаются и питаются рождающиеся младенцы во Христе. Когда ты пососешь их и дойдешь до твердой пищи, чтобы вкушать также богатство подобного рода царей, тогда ты узнаешь, что Я — Спаситель твой, искупивший тебя кровию Моею, или Бог сильный Иаковлев.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду

С 15 по 17 ст. четвертый отдел пророчественной поэмы, рисующей картины внешнего благополучия и внутреннего благоустройства Сиона. Картины эти построены на антитезе, т. е. противопоставлении прежнего тяжелого и бедственного, во всех отношениях, положения — новому, славному, радостному и счастливому. Если, в материальном отношении, прежде Израиль страдал от всеобщего презрения народов, то теперь, наоборот, он станет предметом общего почитания не только у народов, но даже и у их царей («груди царские сосать будешь» — 16 ст.). Если прежде предметами торговли Сиона были простые и грубые произведения природы: железо, дерево и камни, то их место займут теперь более дорогие и ценные предметы: медь, серебро и золото. Подобная же коренная перемена к лучшему произойдет и в сфере нравственно-общественных отношений. Если прежде у народа Божия царили насилие и ложь (Ис. 59:8, 14–15), то теперь у него водворится «мир и правда» (17 ст.). Если раньше он постоянно страдал от внешних и внутренних врагов, то теперь не будет у него ни тех, ни других (18 ст.). Одним словом. Сион, по изображению пророка, будет столицей этого идеального царства Божия, в котором гармонически объединятся «праведность и мир и радость во Святом Духе», как говорит апостол (Рим. 14:17). Очевидно, полное и окончательное осуществление этого пророчества относится уже к послехристианской эпохе, т. е. к царству славы, имеющему открыться после второго пришествия Господа и Его страшного суда.

Толковая Библия.