Толкование на Ис. 61:8

Свт. Афанасий Великий

Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними

Сказанное о Боге, что любит Он правду и ненавидит «грабления от неправды», понимаем не в том смысле, будто бы имеет Он наклонность к тому и другому и может принять даже противное, почему одно избирает, а другого не избирает (это свойственно существам сотворенным), но в том, что как Судия любит и приемлет Он праведных, далек же бывает от злых. Сообразно же будет подобное сему представлять и о Божием Образе, а именно, что так же любит и ненавидит, ибо естество Образа должно быть таково же, каков и Отец Образа, хотя ариане как слепые не видят в Божественных словесах ни сего Образа, ни чего – либо другого.

На ариан слово первое.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-9 Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, и радостию возрадуются о Господе

Это совершилось на апостолах, с которыми он вступил в вечный союз; сыны их известны даже и среди языков. «Все видящие их познают». Какой народ не знает их? «Все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Радостью буду радоваться о Господе», – вследствие множества учеников и будущих даров.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, и радостию возрадуются о Господе

Сказав, что приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели и виноградари (Ис. 61:5), очевидно, когда будут изгнаны прежние и лишены права начальствовать над людьми, показывает теперь причины, по которым они подверглись этому святым приговором праведного Судии. Поелику Я, говорит, люблю правду и ненавижу грабления от неправды, каковыми и сделались начальники Иудейской синагоги; то Я, говорит, отверг их и изгнал. А труд совершающих грабление от неправды дам, говорит, другим; ибо неправедно обогащающиеся и, как говорит пророк, сокровиществующии себе неправду и страсть (Ам. 3:10), передадут их другим. Посему Соломон сказал: богатство неправедно собираемо изблюется, из храмины его извлечет его Аггел (Иов. 20:15); и опять: умножаяй богатство свое с лихвами и прибытки милующему нищия собирает е (Притч. 28:8), т. е. отнюдь не добрым и сострадательным мужам, но распутным, которых, только по снисхождению и ради благоприличия назвал милующими нищих. И это потому, что при тех, которые живут в распутстве, бывает очень много приживальщиков, истребляющих вместе с ними собранное неправедно с большими трудами. И божественный Давид о таких воспевает и говорит: обаче всуе мятется: сокровиществует, и невесть, кому себерет я (Пс. 38:7). И иным способом труд или забота книжников и фарисеев дана другим, ясно, что учителям из язычников. Посему Христос говорит: отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его (Мф. 21:43). Итак, те будут отвержены, а с вами, говорит, призванными из язычников для священнослужения, заключу вечный завет, указывая сим или на евангельскую проповедь, или на надежду нескончаемую. И познается, говорит, во языцех семя их и внуцы их: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, ибо те, которые по учению суть сыны святых тайноводителей, всем весьма известны своими великими подвигами добродетели и благочестивой жизни, так как по учению, как я сказал, сделались потомками святых. И яко суть семя благословеное от Бога, каковы, например, собрания святых монахов, о которых говорит Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотми (Гал. 5:24), проводя благочестивую и трудолюбивую жизнь. Сонмы, пребывающие в девстве, и лики, воссылающие славословия Богу - сии суть семя благословенное от Бога, они радуются и веселятся о Господе; ибо не мирскими предметами они наслаждаются, но наполняют сердца свои любовью ко Христу; а это есть спасительное дело и источник всякой духовной радости.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8-9 Ибо Я — Господь, любящий правду и ненавидящий хищение при всесожжении, и дам дело их по истине и союз вечный заключу с ними. И будут знать между племенами семя их и потомство их среди народов. Все видящие их познают их, что они — семя, которое благословил Бог

Бог, любящий правду и суд и отвращающийся от всесожжений, соединенных с насилием (ибо что происходит от хищения, это считает Бог за плату блудницы и за цену пса). Сам труд тех, которые вторично будут обладать землею и которых увенчает сугубою радостию, даст праведным или, как лучше стоит в еврейском, по истине, чтобы не тень истины была, как в Законе, а самая истина. И заключит завет вечный, не такой, какой дал Он Моисею и который прешел, но завет Евангелия, о котором Христос говорит: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24:35). И тогда будут знать между народами семя апостольское, и все будущие племена приимут семя учения Божия, не говоря того, чем погрешал прежде народ обрезания, говоривший: «ибо что другое, кроме семени, ищет Бог?» Всякий, видящий их, с первого взгляда узнает, что это — семя, которое благословил Господь. Ибо кто по образу жизни, по кротости, воздержанию, гостеприимству и всем добродетелям не узнает народа Божия? И кто, наоборот, не будет отвращаться от кровавых рук Израиля, по отношению к которым пророк молит, говоря: исполни лица их безчестия, Господи (Пс. 82:17).

См. также Толкование на Ис. 61:6

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними

Ибо Я, Господь... Весьма важное показание, в смысле установки субъекта речи. Отсюда очевидно, что им уже никак не мог быть сам пророк Исаия, который никогда бы не дерзнул назвать себя Господом. Им мог быть и действительно был только Сын Божий, Мессия, Который в то же время и есть и Сын Божий и истинный Господь.

Люблю правосудие и ненавижу грабительство с насилием… Не лишая эти слова их основного этического смысла, можно думать, что они имеют в виду и некоторую историческую основу, именно те унижения и притеснения, которые терпел народ израильский от разных языческих народов, в особенности же от вавилонян (Ис. 49:26), и за которые теперь Господь хочет воздать всем праведную расплату. В таком понимании этого места укрепляют нас и слова непосредственно следующего стиха.

Толковая Библия.