Толкование на Ис. 62:8

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-9 Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего

«Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею». Смотри на двоякую клятву: «десницею» и «крепкою мышцею Своею». «Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим». Но разве Он не отдавал? Конечно, отдавал. Итак, разве Он нарушил клятву? Когда говорится о наказаниях, то Он изменяет клятву: почему же Он изменяет клятву и относительно благ? Не Он изменил, но они изменили, не повинуясь Его повелениям: Он не возвратил их домой потому, что они могли совершить большие преступления.

«И сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего». Видишь ли, что все блага их – видимые. Обрати кроме того внимание на то, что когда Он обещает духовный дар, то евреям в нем отказывает.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Клятся Господь славою Своею, и крепостию мышцы Своея: аще ктому отдам пшеницу твою и пищу твою врагом твоим, и аще ктому испиют вино твое сынове чуждии, о немже трудился еси

См. Толкование на Ис. 62:7

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8-9 Господь поклялся десницею Своею и мышцею силы своей: не дам уже пшеницы твоей в пищу врагам твоим и сыновья чужие не будут пить вина твоего, над которым ты трудился. Ибо убирающие ее будут есть и восхвалять Господа и собирающие его будут пить в святых дворах Моих

Всемогущий Бог, сказавший Церкви: на стенах твоих Я поставил стражей, которые никогда не будут умолкать и которым Я заповедую, чтобы они никогда не переставали молиться, пока не достигнут того, о чем молят, теперь клянется десницею Своею и мышцею силы Своей. Мы часто говорили о том, кто есть Господь наш и Спаситель, который, по апостолу, есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1). Клянется же Он в том, что Иерусалим никогда не будет отдавать пшеницы и вина в пищу врагам и иноплеменники не будут пользоваться трудом его, но кои со слезами сеяли, те будут пожинать с радостию, и которые пожинали и, отбросив солому, собирали чистые зерна в житницы, те сами будут вкушать от трудов рук своих и превозносить Господа вечною хвалою и пить вино в святых дворах Его. Под этим мы можем понимать или многие обители у Отца, если относить это к будущему блаженству в царстве небесном, или наверное Церкви, распространенные по всему земному шару, быв насаждены в которых, мы будем впоследствии процветать в дому Господнем.

А когда Он говорит: не дам уже пшеницы твоей врагам твоим и иноплеменники не будут пить вина твоего, над которым ты, трудился, то показывает, что прежде трудом иудеев и всеми делами их обладали демоны, когда те колебались между Богом и идолами, когда им говорил Илия: доколе вы храмлете на обе плесне ваши? Аще есть Господь Бог, идите в след Его (3 Цар. 18:21). И по типической истории, которая излагается в Книге Судей, приходили мадианитяне и до Газы опустошали плоды ея, так что пища людей обращалась в корм бессловесных животных (Суд. 6). Это—та пшеница и то вино, которую будут есть только восхваляющие Господа и которое будут пить во святых дворах Его, о котором Господь говорил при страдании: аминь, аминь глаголю вам, яко ктому не имам пити от плода лознаго, до дне того, егда пию е ново во царствии Отца Моего (Мк. 14:25). Это отчасти совершается в Церкви, когда Господь говорит ученикам Своим: пейте, друзья Мои, и упивайтесь, братья, потому что вино веселит сердце человека (Пс. 103). И при полном свете и в полдень Иосиф пьет с братьями своими (Быт. 43). Но с большею полнотою совершится, когда земля будет напаятся благословениями Господа. Пшеница же, из которой образуется небесный хлеб, есть та, о которой Господь говорит: плоть Моя истинно есть брашно, и еще о вине: и кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился

Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоею, над которым ты трудился. «Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Второзаконии (Втор. 28:33): «плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал…» «виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить» (39 ст.). Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов. Цит. сочин. 357 с.).

Толковая Библия.