Толкование на Ис. 63:9

Свт. Иоанн Златоуст

Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние

Теперь же смотри, каким образом Он напоминает им о Своей любви: «Не ходатай (какой-либо) ниже ангел, но Сам Господь спасе я» (в русском переводе: «и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их»). Великое дело охранять, но еще больше, когда Он Сам хранит, как и Павел говорит: «не довольно сего, но и хвалимся Богом» (Рим. 5:11). Не один Павел, но и Моисей также сказал: «если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда» (Исх. 33:15). Но если Он обещал всем спасение, то однако не славу. Смотри, какой славы Он сделал достойными их: «Он, – говорит, – искупил их»; а потом приводит и причину: «по любви Своей и благосердию Своему». Чтобы показать, что они были недостойны этого, Он говорит: «сам избави их и восприят их и вознесе» (этих слов в русском переводе нет). Не только избавил, что указывает на милосердие, но и «вознесе», т.е. прославил их во все дни века.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их. Сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века

См. Толкование на Ис. 63:8

Блж. Иероним Стридонский

Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние

См. Толкование на Ис. 63:8

Лопухин А.П.

Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние

И Ангел лица Его спасал их... «Ангел лица» - единичное выражение Библии, не имеющее себе параллелей; по крайней мере, по внешней форме. Со стороны же своего внутреннего содержания, оно, вероятно, равнозначуще с такими употребительными в Библии терминами, как «Ангел Божий», или «Ангел Господень» (Исх. 14:19).

Небезынтересно сопоставить с рассматриваемым выражением и еще следующее место из кн. Исход, в котором проводится, если не субстанциальная, то личная разница между Самим Господом и Его Ангелом: «и пошлю пред тобою (т. е. пред Моисеем и народом еврейским) Ангела (Моего)… ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33:2-3). Правильнее всего, по нашему мнению, думать, что и пророк Исаия здесь имеет в виду именно тот самый факт, о котором говорит и только что процитированное место из кн. Исход. Выше пророк Исаия отметил факт торжественного избрания Богом Израиля на Синае (8 ст.), а теперь, в порядке последовательности, он указывает на факт осязательного водительства евреев Богом, в продолжение их сорокалетнего странствования по пустыне Аравийской (Исх. 14:19-20; 33:9-10).

Взял и носил их… Намек на известный библейским образ, в котором трогательно-промыслительное отношение Господа к Израилю сравнивается с отношением орлицы к своим детенышам. Он впервые дан в той же кн. Исход (Исх. 19:4), а впоследствии более подробно был развит Самим Господом Иисусом Христом (Мф. 23:37).

Толковая Библия.