Толкование на Ис. 63:11

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего

«Тогда народ Его вспомнил древние дни». Днями древними он называет дни Моисея и своего народа. В последующих словах он особенно вызывает их на вражду и битву. Именно: где благодеяния, бывшие отцам вашим и вам самим? «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего», т.е. в Моисея и в семьдесят старейшин? Этими словами пророк также обозначает те духовные чудеса, которые они совершили в народе. Справедливо говорит: «с пастырем», так как чрез него он извел всех; а так как тот, во время бегства, ушел в Мадиамскую землю, то Бог говорит, что Он извел его оттуда. Но так как они веровали, что Моисей, а не Бог, извел их, потому что говорили: «где есть Моисей, изведший нас из Египта» (ср. Исх. 32:23)? то для того, чтобы они не оставались при своем мнении, полагая, что Моисей вывел их из Египта, а Иисус Иоседеков из Вавилона, пророк показывает только, что не Моисей извел их из Египта, так как сам Моисей изведен был оттуда только силою Божиею. «Вложил в сердце его Святаго Духа Своего»: мы знаем, что им не было возвещено о Духе Святом; но в них Он был, так как был в их вождях – Моисее и в семидесяти старейшинах…

Толкование на пророка Исаию.


Исаия иным образом предвозвещает о восставшем из мертвых и даровавшем своим (ученикам) Святого Духа. «Вспомнил, – говорит он, – древние дни …где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих», – и вместо: «вдунул в лицо его», тотчас далее присовокупляет: «Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего». Божественное величие, божественное наименование, царственное достоинство, недосягаемая слава, непостижимая сила – спрославляемый Отцу (Дух), соцарствующий Сыну, дей­ствующий все и разделяющий божественные дары каждому, как хочет. Я хорошо знаю, что сказанное утверждает сынов церкви, но уязвляет и причиняет крайнюю досаду врагам, – особенно врагам благочестия, отказывающимся спрославлять Духа Святого со Отцом и Сыном. О, несчастные! Они не хо­тят удостоить Святого Духа даже того, что получили сами. Апо­стол говорил о себе и подобных ему: «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Римл.8:17). Павел спрослав­ляется с Богом, а Дух Святый не спрославляется? Смертное естество возводится на такую высоту, что спрославляется со Хри­стом, а покланяемый Дух не участвует даже в одинако­вых с нами дарах? Тот же апостол говорит о людях: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:12), а Святый Дух не соцарствует Христу? О, великая неблагодарность! О, великое и нестерпимое безумие! О, нечестивая мысль, безмерное хуление и неисцельная язва! Мы надеемся соцарствовать Христу, и низводим Духа Святого в положение раба?

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11–14 И помяну дни вечныя: где возведый от земли пастыря овец Своих? Где ест вложивый в них Духа Святаго? Возведшая десницею Моисеа, мышца славы Его раздели воду пред лицем его сотворити Ему имя вечно, проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишася, и яко скоты по полю, и сниде Дух от Господа и настави их: тако провел еси люди Твоя сотворити Тебе Самому имя славно

Сказав, что Он, прежде утешавший их милосердием и любовью, теперь почувствовал к ним вражду, – благовременно изъясняет причины этого. Он вспомнил, говорит, или помыслил о днях вечных, то есть, приснопамятных вследствие того, что в продолжение их совершено очень много необычайных чудес, Кто же вспомнивший? Кт о - возведый от земли пастыря овец Своих? Кажется, в сих словах напоминается о воскресении Спасителя всех нас Христа. Возведый говорит вместо: воздвигший от земли верховного Пастыря всех, воздвигший не только от мертвых, но как бы выдвинутый из людей; ибо Единородное слово Отца стало как один из нас, по плоти родившись от жены. Но поелику, как я сказал, пророк увидел, что Израиль совсем не помнит о величественных делах Божиих, то он как бы изумляется и оплакивает впавших в такую бесчувственность, говоря: где есть вложивый в них Духа Святаго, то есть. сообщивший им своего божественного и спасительного Духа? Ибо Дух, говорит, сошел от Господа и руководил их. И божественный Давид сказал: посла слово Свое, и исцели я (Пс. 106:20). Господь же есть Дух, ибо действует чрез единосущного Духа. Итак, где есть? вместо: забыли и не искали Его, очевидно, памятованием о Нем и любовию к Нему. Где возведший Моисея десницею своею? Моисей был велик, знаменит и высок славою. На это указывает слово: возведший, потому что чрез него действовала десница Божия. Мышца славы раздели, или поборола и победила естество вод, сгустивши их, ибо наводит, сказано, как стену воды; или преодолел самые воды, так что они подверглись сгущению, хотя они по природе жидки (Исх. 15:19; 8; 14:22-29). А пополнил это, говорит, для того, чтобы сотворити Себе имя вечное: ибо хотя это произошло или было совершено чрез премудрого Моисея, но соделано это во славу Божию. Сгустив же воды, говорит, как коня или скот, провел чрез море, как по полю. Этому учит и Псалмопевец, говоря: и воздвиже яко овцы люди Своя: и возведе я яко стадо в пустыни (Пс. 77:52). А путеводил их, как я сказал, Дух Господа. Тако провел еси люди Твоя, сотворити Тебе Самому имя славно. В одно и то же время совершено два дела: не только спасен Израиль и избавлен от руки угнетавших его, но и конец чудесных событий был тот, что всем правящий Бог приобрел подобающую Ему славу.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-14 Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя

Господь, сделавшийся из защитника противником народа иудейского, который вызывал на гнев Духа Святаго Его, и воевавший против них, Сам вспомнил о древних днях, когда за них молился Моисей в пустыне, говоря: «или прости им этот грех, или, если не сделаешь этого, изгладь меня из книги, в которую Ты вписал» (Исх. 32). Таким образом Исайя, вспомнив древнее повествование, говорит: где тот Моисей, который вывел их из Чермнаго моря? Где пастырь овец? Где тот, который трудился с прочими пастырями стада Господня? Который достиг Духа Божия и вселил Его, молитвою и прошениями своими, в стаде Господнем? Или может быть так следует понимать: где та милость Господа, которою Он некогда помиловал народ Свой, даруя им также благодать Духа Святаго, который вывел на правую, а не на левую сторону Моисея, раба Своего, мышцею величия Своего, который разделил воды пред ними, чтобы сделать Себе вечное имя, чтобы до настоящего дня говорили о могуществе Его. Ибо Он провел народ Свой чрез неизмеримые пучины вод, как коня по степи, и скот по равнине, и Дух Господень был водителем его, то есть стада Господня (Исх. 14). Под духом же здесь мы должны понимать ангела, который был водителем народа Израильского по оному написанному: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 104:4), и в послании к Евреям: они суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14). Обратим внимание на то, что пишется в Деяниях Апостолов: Дух Господень восхити Филиппа и не виде его ктому каженик (Деян. 8:39): не должны ли мы понимать это относительно ангела. Есть такие, которые утверждают, что это сделал ангел о Духе Святом. Ясное мы наскоро пробегаем, чтобы остановиться на более темном.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 11-14 Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя

С 11-14 ст. Под влиянием, главным образом, тяжелых политических бедствий, которые, с одной стороны, были выражением гнева Господа на свой народ (Втор. 31:27; 32:20, 23; Плач. 2:5), а с другой - средством его теократического воспитания, Израиль, мало-помалу, приходил к сознанию всей преступности своего поведения и начинал проявлять признаки раскаяния и обращения к Богу.

Тогда народ Его вспомнил древние дни Моисеевы… Тогда, т. е. в момент этих бедствий, или даже и по окончании их, но это особенно заметно стало в последний, послепленный период. В дальнейшем содержании этого стиха, равно как и трех, следующих за ним (12, 13 и 14), кратко вспоминаются главнейшие Божественные благодеяния, дарованные Израилю при Моисее и его преемниках, а именно: избавление из египетского рабства, переход через Чермное море и спасение от преследования фараона, синайское законодательство и водительство по пустыне аравийской, с водворением в земле Обетованной, как его желанным концом.

Толковая Библия.