Толкование на Ис. 65:1

Свт. Афанасий Великий

Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим

Кто же соделался явленным? Спросят у иудеев. Если Пророк; то пусть скажут: когда скрывался, чтобы явиться впоследствии? Что же это за пророк, который из не явленных стал явленным и распростер руки на кресте? – Это не кто-нибудь из праведников, но единое Божие Слово, бесплотное по естеству, и ради нас явившееся в теле, и за всех пострадавшее.

Слово о воплощении Бога Слова.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Явлен бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне, рекох: се, есмь: языку, иже не призваша имене Моего. Прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих

Это по необходимости присоединяет к сказанному выше; ибо, после того как они сказали: что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего? ожесточил еси сердца наша еже не боятися Тебе (Ис. 63:17) и присовокупили, что бысть пуст Сион, якоже пустыня бысть Иерусалим, на проклятие, дом святыни наш (Ис. 64:10-11), затем, естественно, является лице Самого Христа, как бы изъясняющего вины, за которые им следовало претерпеть это, - вины, которые они не приписывают себе, но возлагают на Того, Кто навел на них соответственную кару. Явлен, говорит, бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне. Действительно: по собственной воле Спаситель, входя в синагоги, учил их, проповедуя Евангелие Царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4:23), как написано. Ибо из дел, превосходящих слово и ожидание, какое Им не совершено? - Очищались прокаженные, прикосновением руки и мановением боголепным пробуждались умершие из гробов, слепые получали вожделенный свет, хромоногие начинали скакать как олени. Посему Христос и говорил очевидцам этого: аще не творю дела Отца моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом моим веруйте (Ин. 10:37-38). Посему и рекох, говорит, се есмь, языку, иже не призваша имене Моего. Именно, как оказывается, в одном случае Он говорил: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12), в другом: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева Его истекут воды живы (Ин. 7:37-38); но не хотели призвать имени Его, хотя Он многократно и вразумительно говорил: се есмь. А что они остались невнимательными, как бы лишенными слуха, упорными и непослушными, на это указывает, говоря: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим. Обыкновенно, без слов изъясняясь с глухими, мы с криком складываем руки и стараемся ударить одну об другую пред ними как можно сильнее. Однако не ходиша, говорит, путем истинным: не приняли спасительной проповеди, напротив шли в след грехов своих, т. е. с необузданным влечением ринулись к беспечной и беззаконной жизни, которая навела на них наказание и гибель. И об этом, оказывается, Спаситель им говорил: аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Ин. 8:24). Вразумляемые, они сопротивлялись и убеждали им подручных, говоря: беса имать и неистов есть: что Его послушаете? (Ин. 10:20) и при этом даже кричали: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши Себе Бога (Ин. 10:33).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Нил Синайский

Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим

Не ослабевай, со слезами молясь и ожидая Божией помощи, потому что после демонских браней человек сподобляется Божиего посещения, таинственного явления и неизреченной помощи. Сверх сказанного мною тебе вчера, написано: «явлен бых не вопрошающим о Мне» (Ис. 65:1). И сие, во-первых, исполнилось в пришествие Спасителя всяческих во плоти. Исполняется же и ныне на нас и будет исполняться после нас, на подвижниках благочестивой жизни. Посему, если открывался Господь древним не ищущим Его, то тем паче нам откроется Он просвещающим, врачующим, подкрепляющим, защищающим и присвояющим Себе нас. Открывается же с помощью молитвы и великой надежды. Посему яви нам лицо Твое, Владыко, и славно спасемся. Немедленно обратят к нам тыл и предадутся бегству все демоны, и мерзкие страсти, и великие скорби. Ибо подлинно великие скорби – эти нечистые демоны и страстные помышления..

Письма на разные темы. Монаху Проватию.

Блж. Иероним Стридонский

Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим

На молитву народа, смешанную с жалобами, в которой он говорил: для чего Ты, Господи, попустил нам уклониться с пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы мы не боялись Тебя (Ис. 63:17), отвечает, как утверждают иудеи, Бог Отец, а как мы доказываем, Господь и Спаситель: не на столько непреклонен и жесток Я, который более желаю покаяния грешника, нежели смерти (Иез. 2), и не отвергаю кающихся сыновей, если они впрочем соблюли достоинство своего имени, так что даже желаю спасения чуждых. Ибо кои не искали Меня и не могли сказать: Его же писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса (Ин. 1:45), тем самым Я явился, о которых и в другом месте пророк свидетельствовал: имже не возвестися о Нем, услышат, и иже не слышаша, уразумеют (Ис. 42:15). Но вы, день и ночь поучающиеся в законе Божием, тщетно хвастаетесь покаянием, дел которого вы не исполняете. Поэтому евангелист и апостолы, желая подтвердить пришествие Господа свидетельствами Ветхoго Завета, всегда говорили: да сбудется реченное пророком (Мф. 1:22). Сотник не искал Господа, но услышал от Господа: ни во Исраили толики веры обретох (Лк. 7:9). Сирофиникийская женщина не знала изречений пророческих, и восхваляется словом Господа: о жено, велия вера твоя (Мф. 15:28). Царедворец (regulus), который по-гречески называется βασιλικός (Ин. 4:16), но которого мы от [слова] дворец (aula regia) правильнее можем перевесть придворный (palatinus), нашел исцеление нe только для сына, но и для всего дома своего.

А что говорится по еврейскому [тексту]: искали Меня те, которые прежде не вопрошали Меня, это относится к той же мысли,— что те, кои прежде не имели познания о Боге, впоследствии ищут Господа и познают Его чрез откровение, который и Павлу открылся, когда тот преследовал церковь верующих (Деян. 9), и апостолу Петру говорит: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех (Мф. 16:17). Его искал и Моисей, говоривший Богу: аще обретох благодать пред Тобою, яви ми Тебе Самаго, да вижду Тя (Исх. 33:13). Он духовно созерцал богатства, большиe сокровищ египетских, ожидая поругания Христа, когда желал воздаяния в будущем и как бы видел невидимого Бога. О Нем и в Псалмах читается: чаяние всех концев земли и сущих в мори далече (Пс. 64:6), и в Бытии: Той будет чаяние языков (Быт. 49:10).

А следующее затем: Я сказал: вот Я у народа, не призывавшeго имени Моего, соответствует той мысли: Сый посла мя к вам (Исх. 3:14). Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу и проч. (Флп. 2), но, призывая народы всего мира, один народ христианский сделал соименным Себе.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

В логической последовательности мыслей пророка Исаии настоящая глава имеет самую тесную связь с предыдущим повествованием: в нем ставился вопрос, почему Господь допустил Свой избранный народ до такого, во всех отношениях, крайне печального состояния? Причем уже самой постановкой вопроса как бы делался Ему упрек в недостаточности любви и милости к Своему народу. Настоящая глава дает ясный и положительный ответ на все это, откуда усматривается, что у Бога, конечно, нет недостатка в милосердии и любви; но эти Божественные благодеяния изливаются лишь на тех, кто их ищет, а не на тех, кто их слепо и безрассудно отвергает, как поступает Израиль. Вообще, пример Израиля - лучшее и красноречивейшее доказательство праведности Суда Божьего - нечестивое и преступное большинство его - несет заслуженную кару, а верный и послушный остаток - получает исполнение всех обетовании. Полное же и окончательное осуществление этих обетовании требует и создания новых особо благоприятных для того условий, какие и наступят уже в новозаветный период.

Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим

Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня... Под «вопрошавшими» и «искавшими» Господа, но не там и не так, как и где следовало бы, разумеются кичившиеся своей мнимой, показной праведностью иудеи (См. Ис. 58:2-4).

Вот Я! Вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Народом, носившим имя Господа, был Израиль, о котором Сам Господь устами того же пророка Исаии совершенно определенно возвестил, как о народе, «кто называется именем Моим, кого Я сотворил для славы своей, образовал и устроил» (Ис. 43:7). Противоположность народу израильскому в этом отношении представлял весь мир языческий, которому теперь и открывается Господь, скрывший Лице Свое от недостойного Израиля. Смысл данного указания можно представить себе так. Иудеи, как видно отчасти и из предыдущего контекста, склонны были обвинять Всевышнего, что Он покинул своих людей и перестал о них заботиться. Пророк и выставляет теперь встречный факт, из которого видно, что Господь никогда не переставал промышлять о людях, что и теперь Он это делает, только в отношении к другому, более, чем Израиль, достойному народу.

Толковая Библия.