Толкование на Ис. 65:5

Свт. Кирилл Александрийский

иже глаголют: отиди от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь. Сей дым ярости Моея, огнь горит в нем вся дни

См. Толкование на Ис. 65:3

Блж. Иероним Стридонский

который говорит: остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя. Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день

См. Толкование на Ис. 65:4

Лопухин А.П.

который говорит: остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя. Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день

Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя… Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со стороны евреев не было только плод влияния извне, а и более глубоким, внутренним усвоением его, при котором проникнутый языческим духом считал себя совершеннее и чище оставшегося верным служителем Господа. Можно установить здесь и ближайшую связь с культом Астарты, в котором женщины, предававшиеся в честь этой богини разврату, носили название «кодеш», что значит «священная, святая». Блаженный Феодорит видит здесь прототип евангельских фарисеев, точно также особенно тщеславившихся своей мнимой «чистотой» - phares - «чистый» (Мф. 9:11 и др.).

Они - дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день. Надлежащее понимание этого места устанавливается, на наш взгляд, следующими параллелями: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий» (Пс. 17:9; ср. еще Откр. 14:11) и еще: «и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет» (Ис. 66:24; ср. 1:31). Следовательно, здесь дано начало того грозного приговора над нечестивым Израилем, продолжение и заключение которого идет в двух последующих стихах.

Толковая Библия.