Толкования на Ис. 66:13

Свт. Кирилл Александрийский

Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме утешитеся

См. Толкование на Ис. 66:12

Прп. Ефрем Сирин

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме

См. Толкование на Ис. 66:12

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается

Милосердию Творца по отношению к своим тварям мы научаемся из примера матерей, которыe, кормя детей по любви [к ним] на коленах, превосходят всякую любовь. Поэтому Бог, желая показать, как Он любит сотворенных Им, говорит: еда забудет жена, еже (не) помиловати исчадия чрева своего. Аще же и забудет сих она, но Аз не забуду тебе (Ис. 49:15). Этот смысл имеет и оное евангельское [изречение], в котором Господь говорит к Иерусалиму: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле свои, и не восхотесте (Мф. 23:37)? И Второзаконие, в котором говорится нечто подобное: яко орел покры гнездо свое, простер криле, прият их, и подъят их на раму своею (Втор. 32:11). Писавшие о природе животных говорят, что всем зверям, и крупному и мелкому скоту и птицам врождена любовь к детям и птенцам своим, но самая большая любовь у орлов, которые помещают гнезда на высоких и недоступных местах, чтобы змея не причинила вреда птенцам. Также находят между птенцами его [орла] камень аметист, который имеет силу над всеми ядами. Если это верно, то справедливо любовь Бога к творениям Его сравнивается с [любовию] орлов, который всякого рода охраною защищает чад Своих, чтобы дракон и древний змей, диавол и сатана не подкрался к новым детям, чтобы, именем камня, который полагается в основание Сиона, сокрушались все ковы противников.

Иерусалим же этот, в котором дети будут утешаемы матерью и ласкаемы на коленах, есть тот, о котором пишет апостол: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4:26). Насыщенный молоком этого утешения он утешал других, имевших нужду в словах его, говоря: благословен Бог, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякия скорби, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога (2 Кор. 1:3-4). Когда они утешатся, то будет сказано им: и увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как трава, произрастут, или взойдут или по Симмаху процветут (Ин. 16:22). Увидят же, без сомнения Бога, что служит истинною радостию. О таковых Господь говорил: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Видение Его есть совершенная радость, происходящая в сердце, обладающем полною верою, и за нею следует произрастание костей, о которых мы уже прежде сказали. Если читатель забыл это, то пусть опять обратится к прежнему толкованию. Ибо лучше ему снова прочитать написанное, нежели нам повторять сказанное.

И будет известна, говорит, рука Господня у врагов Его и будет угрожать неверующим или врагам Его. Рука же понимается или в смысле могущества, так как Бог все может исполнить, что обещает, согласно с тем, что от лица Бога говорит Моисей Фараону: ныне пустив руку Мою, поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишеся от земли (Исх. 9:15). И еще он тому же тирану: се рука Господня будет на скоты Твоя (Исх. 9:3), о которой псалмопевец говорил к Богу: рука Твоя языки потреби, и насадил я еси (Пс. 43:3). Или, по крайней мере под рукою Господнею следует понимать Христа, о котором и выше мы читали: рука Моя сотвори сия вся (Ис. 41:20). Господь соделает ее известною рабам своим и боящимся Его и будет угрожать неверующим и врагам Своим, одним обещая награды, другим наказания. При этом следует обратить внимание на ту особенность слов, что Он не сказал: нанесет врагам Своим, но будет угрожать, чтобы, устрашенные угрозою они и сами обратились к служению Господу.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас... Материнская любовь - высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он «один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей…» Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних (Ис. 49:15).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 66:5