Толкования на Исх. 1:8

Свт. Кирилл Александрийский

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа

См. Толкование на Исх. 1:5

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях.

Воста же царь ин во Египте, иже не знаше Иосифа

Кто был этот царь, не знавший Иосифа? За достоверное полагают, что возвышение Иосифа и переселение Иакова в Египет последовало во время господства в нижнем Египте пастушеского семетического племени Гиксов, пришедших в Египет из соседних восточных стран и вытеснивших отсюда туземных царей. Так как Израильтяне вели пастушеский образ жизни, то не мудрено, что они пользовались особенным благоволением от тех, которые сами принадлежали к пастушескому племени. Этим благоволением объясняется и то, что Израильтяне водворены были в плодородной области, где притом жили особняком от туземцев-Египтян, питавших отвращение к скотопитателям (Быт. 46:14) и без помехи с их стороны устрояли свое благосостояние. Господство Гиксов, известных также под именем царей-пастырей, продолжалось 500 лет, пока около 1600 года до Рождества Христова они не вытеснены били туземными царями верхнего Египта, которые сделались таким образом повелителями всей страны. К этой-то туземной династии принадлежал тот царь, который не знал Иосифа, т.е. или совсем не знал его истории, или, что вероятнее, не хотел признать заслуг его для Египта, потому что находился во враждебном отношении к той династии, при которой служил и возвысился Иосиф.

Толкование на паремии из книги Исход

Лопухин А.П.

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа

Угнетение их новым фараоном

На время размножения евреев падает изменение их общественного положения. Виновником этого является «новый (греч. ετερος, слав. «ин»; ср. Деян. 7:18) царь». Почему он называется таким именем, по новым ли отношениям к евреям, или же по своему происхождению из новой сравнительно с прежней династии, сказать довольно трудно. Большинство экзегетов держится, впрочем, того взгляда, что фараон-гонитель (Тотмес III) происходил из туземной Египетской династии, свергнувшей иго пастушеского племени гиксов, во время господства которого переселился в Египет Иаков. Свою ненависть к прежним поработителям он перенес и на дружественных им евреев. Подтверждением справедливости подобного взгляда может служить то соображение, что фараону гиксу не было побуждений притеснять евреев. Наоборот, пришельцы гиксы естественно должны были искать поддержки в таких же, как и они, пришельцах-евреях. Новый царь «не знал Иосифа», — слыхал, может быть, об имени и делах, но не признавал его заслуг, как первого сановника при фараоне враждебной династии.