Толкования на Исх. 7:3

Прав. Иоанн Кронштадтский

но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской

Умножу знамения Моя и чудеса в земли Египетстей, – то есть явления, дела, по которым узнают, что они – дела рук Моих, Моего всемогущества.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской

Бог настойчиво говорит: Я ожесточу сердце фараоново, и словно объясняет причину, почему Он это сделает. Я ожесточу, - говорит Он, - сердце фараоново и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской, словно для умножения и явления знамений Бога в Египте было необходимо ожесточение сердца фараона. Итак, Бог хорошо применяет сердца злых людей для того, чтобы явить добрым или тем, кого Он собирается сделать добрыми, то, что Он хочет. И хотя у каждого сердца есть склонность к коварству, то есть какое бы склонное ко злу сердце человек не имел, это является его собственным пороком, ибо выросло из собственного желания, однако желания такого плохого свойства, что оно изменяется то сюда, то туда, и, когда туда или сюда изменяется дурно, получается, что душа подталкивается этими прилогами. Эти прилоги - существуют они или нет - не во власти человека, но они происходят из тайного, совершенно справедливого и премудрого предвидения Бога, Который распоряжается и управляет созданной Им вселенной.

Значит то, что фараон имел такое сердце, которое не склонилось к милосердию, несмотря на долготерпение Бога, но, наоборот, к нечестию, было его собственным пороком. То, что произошло, - что сердце, настолько злое в своем заблуждении, противилось этим приказаниям Бога, было, что называется, ожесточенным, так как не соглашалось податливо, но оставалось неподатливым, - произошло по Божественному определению, по которому такому сердцу готовилось не только не неправедное, но очевидно справедливое наказание, которым, боясь Бога, исправляются. Предположим, например, что за совершение убийства предлагают деньги, и один движим жадностью, а другой презирает богатство. Один соглашается совершить преступления, а другой - нет. Однако предложение самой прибыли не зависело ни от кого из них. Итак, к злым людям приходят прилоги, которые не в их власти, но они обнаруживают в них то, что с ними уже сделали их собственные пороки из возникшего желания. Поэтому нужно подумать, нельзя ли понять слова: Я ожесточу, в значении: «Я покажу, насколько ожесточено».

Вопросы на Семикнижие.

Лопухин А.П.

Ст. 3-10 но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими; тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали. Моисей был восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном - он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем

Из сравнения 15 и 17 ст. данной главы с ее 19 ст. с несомненностью следует, что жезл Ааронов (10) есть жезл Моисеев, чудесным образом превращенный в змея при Хориве (4:2–4) и назначенный служить орудием последующих чудотворений. Если он называется Аароновым, то потому, что переходит в руки Аарона, как слова Моисея в его уста (4:30). Выражение змей, евр. «таннин», в которого превращен жезл, означает всех морских или речных чудовищ и специально прилагается к крокодилу, как символу Египта (Ис. 51:9; Иез. 32:2; Пс. 73:13). В данном же месте этот термин означает, как думают, какой-либо частный вид змея, может быть, аспида, или урэуса, царского змея.