Толкования на Исх. 12:7

Свт. Иоанн Златоуст

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Если же ее образ имел такую силу и в Храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более - сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в святилище. Эта кровь поставляла во священника. Она образно омывала грехи. Если же образ ее имел такую силу; если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины?

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Свт. Василий Великий

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Моисей на дверных косяках израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение - самую Кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира. А Иезекииль говорит, что знак дается на челах людей.

Беседы на Псалмы.


См. Толкование на Исх. 12:1

О Святом Духе.

Свт. Григорий Богослов

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Потом закалывается агнец, и честной кровью запечатлеваются дела и ум, или сила и деятельность – эти косяки наших дверей, имею в виду движения мысли и мнения, прекрасно отверзаемые и заключаемые умозрением, потому что и для понятий есть некоторая мера.

Слова. Слово 45.

Свт. Кирилл Александрийский

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Мартин Брагский

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Таинство этого агнца было таким, что и сама тень истины оказалась действенной для спасения иудеев, освобожденных от рабства фараона, как если бы уже прообразовывалась свобода творения от рабства тлению. Образ будущего страдания Христа послужил для прихода спасения, и поэтому Богом было сказано, чтобы в первом месяце года в четырнадцатый лунный день приносился в жертву годовалый агнец без порока, кровью которого следовало помазать на порогах своих домов, чтобы ангел-губитель не тронул их; и что в эту ночь, съев агнца, то есть через празднование Пасхи, они через этот образ получат освобождение от рабства. Образ очевиден: принесенный в жертву агнец - это Христос, чье жертвоприношение состоялось ради нашего освобождения от рабства смерти. Ведь знамением Его креста, как окроплением кровью, мы защищены от ангелов-губителей вплоть до скончания века.

О Пасхе.

Прп. Ефрем Сирин

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

См. Толкование на Исх. 12:2

Прав. Иоанн Кронштадтский

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Вечером того дня, в который закалали агнца, нужно было также помазать кровью его обе подбои и порог дверей в каждом доме израильтянина: это было знамением (будущего избавления кровью) Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:19), и настоящего избавления от смерти всех первенцев еврейских. Праздник этот должен был отправляться во все роды вечно, то есть до пришествия обещанного Мессии.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Для чего Господь повелел им в самый день праздника убить овцу, если не потому, что Он был Тот, о Ком сказано в пророчестве: как овца веден был Он на заклание (Ис. 53:7). Кровью убитого животного были помазаны дверные косяки иудеев, кровью Христа помазуют наши лбы. И было сказано, что этот знак, являясь уведомлением, отводил от таких домов убийцу. Знамение Христа отгоняет от нас убийцу, если наше сердце принимает Спасителя.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы.

И приимут от крове и помажут на обою подвою (на косяках), и на прагах в домех, в нихже снедят тое

Цель помазания кровию закланного агнца косяков и прагов (точнее с Еврейского и Греческого, перекладины дверей дома), – объяснена в 13 стихе той же главы: «и будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». Знамение это было не простым условным знаком, по которому бы Ангел губитель мог различать домы Евреев от домов Египетских, но имело то значение, что свидетельствовало о вере Евреев в умилостивительную силу пасхальной жертвы, свидетельствовало о их смиренном сознании, что они, как и Египтяне, по своей виновности пред Богом заслуживали казнь от Бога, и могут спастись от ней только по милости Господа, приемлющего от них жертвенную кровь невинного животного, как выкупную цену за них – виновных. Но такое значение кровь бессловесного животного имела не сама по себе, а потому, что преобразовала кровь Божественного Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа, как Агнца Божия, закланного от сложения мира и от вечности подъявшего на Себя грехи всего мира. Если не все, то по крайней мере лучшие из Евреев, начиная с Моисея, не иначе как с верою в сего Божественного Искупителя, взирали на пролитие крови пасхального агнца и на помазание ею дверей домов своих (Евр. 11:28). – Столп и перекладины дверей помазанные кровию – то же, что двери, двери же дома, по употреблению части вместо целого, означают самый дом, а дом, как жилище человеческое, указывает на живущих в доме. Итак, помазание дверей заменяло собою окропление или помазание агнчею кровию собственно живущих в домах Евреев, следственно, служило таинственною печатью, которою отмечены были члены избранного народа, как назначенные к сохранению от язвы, имеющей поразить Египтян. У пророка Иезекииля есть одно видение, в котором люди благочестивые представляются отмеченными печатью на челе, как предназначенные к сохранению от бедствий, угрожающих Иерусалиму от губителей, т.е. от Вавилонян; бедствия эти постигнут одних нечестивых, и не коснутся благочестивых. Печать, начертанная на их челе, есть буква тав (Т), образ креста Христова, которым не только спасаются от гнева Божия новозаветные верующие, но спасались и все ветхозаветные верующие (Иез. 9:4).

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его

Как видно из Исх. 12:13, было предписано кровью кропить косяки и перекладины дверей с той целью, чтобы карающая египтян десница Божья миновала евреев. Если же Ангел-губитель пощадил дома последних потому, что они были окроплены кровью агнеца, то из этого видно, что она была образом искупления, очищения и примирения. Ее значение равносильно значению всякой жертвенной крови (Лев. 17:11).