Толкования на Исх. 15:20

Апостольские постановления

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

Пророчествовали также и женщины, в древности Мариам, сестра Моисея и Аарона, а после нее Девора, а после них Олдама и Иудифь, одна при Иосии, а другая при Дарии. Пророчествовала также и Матерь Господа, и родственница ее Елисавета, и Анна, а в наше время дочери Филиппа, однако они не превозносились над мужчинами, но соблюдали свою меру.

Свт. Григорий Нисский

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

Повод так думать нам подает пророчица Мариам, которая тотчас по прехождении моря, взяв сухой и благозвучный тимпан, предначала песнь в лике жен. Возможно, что тимпаном Писание иносказательно называет девство, в котором подвизалась Мариам первой, чем, полагаю, и прообразовала Богородицу Марию. Ибо как тимпан, свободный от всякой влаги и совершенно сухой, издает громкий звук, так и девство, не допуская в этой жизни никакой житейской влаги, бывает светлым и далеко слывущим.

О девстве.

Свт. Амвросий Медиоланский

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

И Мариам, взяв тимпан, с девической скромностью повела хороводы. Но посмотрите, чей образ она тогда являла. Разве не Церкви, которая, как дева с духом непорочным, собрала благочестивые собрания народа, чтобы воспеть божественные песни?

О девственницах.

Прп. Ефрем Сирин

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

И взяла Мариам пророчица… Когда же она пророчествовала? Или писание именует ее пророчицею, как и жену Исаии, хотя она не пророчествовала, но была только жена праведная? Так, в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспели: пойте Господеви, славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов, и пребывая в покое, навел на них все казни.

По перехождении чрез море Бог восхотел испытать Евреев недостатком воды; и возроптали они на воды в Мерре. Тогда Бог показал Моисею древо, которое вложил он в воду, и вода сделалась сладкою. Древо сие есть образ креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов. По изменении качества вод Бог постановил законы, чтобы, как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободу.

Толкование на книгу Исход.

Блаж. Августин

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем: и мужчины, и женщины, и дух, и плоть наши. Потому что те, которые Христовы, – говорит апостол, – распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). На это и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам, чтобы воспевать на нем. Для того чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа - так точно и из креста люди учатся исповедывать сладкий дар благодати.

Проповеди.

Блаж. Петр Хрисолог

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

Имя это сродни пророчеству, оно спасительно для возрождающихся, оно – знак девства, оно – стыдливости украшение, оно – указание на чистоту, оно – жертва Богу, оно – добродетель гостеприимства, оно – изобилие святости. По праву, стало быть, по праву это – имя Матери Христовой.

Собрание проповедей.

Лопухин А.П.

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием

См. Толкование на Исх. 15:19