Толкования на Исх. 22:26

Прав. Иоанн Кронштадтский

Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее

Еврей имел одну одежду, которою покрывался, как платом. Она прикрывала его срамоту и служила легкою защитою от непогод. Ночью он прикрывался ею вместо одеяла. Явно, что она была самою необходимою принадлежностию еврея. Поэтому-то Бог поставляет законом, чтобы получивший ее в залог отдавал ее до захождения солнца.

Дневник. Том I. 1856.

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд

Для обеспечения уплаты долга заимодавцу позволялось брать от должника залог, но и в этом случае первый должен был руководиться состраданием к бедному должнику. Заимодавец не мог пойти за этим залогом в самый дом должника; последнему предоставлялось самому выбрать вещь, без которой он сравнительно легко мог обойтись в течение известного времени (Втор 24:10-11; ср. и ст. 26). Таковой вещью являлась, между прочим, одежда, нередко отдаваемая в залог (Иов 22:6; Притч 20:16; 27:13; Ам 2:8). Возвращение ее должнику – акт сострадания к бедному ближнему, обреченному в противном случае, за неимением особого покрывала, дрогнуть от стужи в течение холодной восточной ночи (Иов 24:7). Так как у заимодавца могло возникнуть опасение, чтобы возвращение заклада не лишило его возможности получить уплату долга, и он мог бы не дать особенного значения мысли, что его должнику нечем будет прикрыться во время ночи, то побуждением к состраданию является соображение, что Бог, милосердный к бедному (34:6; Пс 85:15; 2 Пар 30:9), будет строг к жестокосердому, – накажет его (Иов 22:6, 10).