Толкования на Исх. 22:29

Свт. Кирилл Александрийский

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих

См. Толкование на Исх. 13:11

Свт. Амвросий Медиоланский

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих

Те чувства, которые святы, – это начатки наших чувств, а другие – как будто от стада и плебейской дешевизны, что Моисей, как кажется, обозначил различными иудейскими именами. Об этом свидетельствует и то таинственное гумно Закона, о котором он говорит: Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и точила твоего, и: отдавай Мне первенцев из сынов твоих. Святые движения чувств наших, которые есть следствие добродетели, – это и есть начатки гумна духовного, потому проводится сравнение с гумном деревенским, на котором веют хлеб.

О Каине и Авеле.

Прп. Иоанн Кассиан

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих

Закон говорит: «Не медли приносить десятины твои и начатки». Благодать говорит: Если хочешь быть совершенным, то пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф 19:21).

Собеседования.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих

И мы должны приносить в жертву Богу начатки трудов своих или часть имения своего и чрез это исповедовать Бога подателем благ.

Дневник. Том I. 1856.

Лопухин А.П.

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих

Начатки «гумна», т. е. хлеба, «точила», т. е. винограда и елея, приносились Богу, как владыке земли обетованной, в благодарность за дарование ее евреям (Втор 26:2-11), а Он отдавал их священникам (Чис 18:12). Чтобы последние могли получать необходимые к жизни средства в свое время, евреи и не должны медлить приношением начатков. Народу дается предостережение от легкомысленного отношения к исполнению заповедей. «Первенца от сынов твоих отдавай Мне». Эти слова не представляют повторения прежде данной заповеди (Исх 13:13), а только приложение повеления «не медлить» к исполнению уже известной заповеди относительно первородных.