Толкования на Исх. 23:4

Свт. Климент Александрийский

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему

Писание в силу естественных причин учит нас считать, что найденное вверено нашему попечению, а также что не следует питать ненависти к врагу.

…За прощением обид следует нравственная чистота, а за ней – прекращение вражды. Так мы приходим к единодушию, которое ведет к счастью. И если ты застанешь кого-либо, кто обычно бывает враждебно настроен, и увидишь, что он находится во власти вожделения или страсти, то обрати его к нравственной чистоте.

Строматы.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним

Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату (Втор 22:1-4). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах («развьючь вместе с ним» – ст. 5), чем помочь врагу в его отсутствие (ст. 4).