Толкования на Исх. 24:9

Свт. Кирилл Александрийский

Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых

См. Толкование на Исх. 24:1

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-13, 16 И взыде Моисей, Аарон с двумя сынами, и седмьдесят от старцев, и видеша Бога. И под ногами Его, яко дело плинфы сапфира, и яко видение неба чистотою. Плинфа напоминала Евреям о рабстве египетском; сапфир напоминал разделение моря; цвет ясного неба напоминал сказанное им, не принимать на себя похотливого вида блудницы. И на старцев не простер руки Своей; потому что призваны были для видения, а не для пророчества, хотя в последствии и пророчество им вверено. И дам ти скрижали каменныя. Дал же им скрижали написанные перстом Божиим, чтобы чтили они заповеди Божии хотя ради того, что написаны они Богом. И Моисей и Иисус взыдоша на гору. (16) И воззва Господь Моисеа в день седмый из среды облака. И весь дом Израилев видел славу Господню.

Лопухин А.П.

Ст. 9-11 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили

Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Господу. Замечание о поклонении Ему издали (ст. 1), о виде подножия (ст. 10) и о сохранении в живых после видения (ст. 11) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т. е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым (19:24), так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим.