Толкования на Исх. 28:15

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-16 Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною

Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному : да сотвориши слово судное, дело пестрящего, пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно. Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: явление и истина (Исх 28:30). Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди . Эти явление и истина были образом Еммануила; ибо вся, яже слыша от Отца, сказа нам (Иоан. 15:15) и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь опасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: Аз есмь истина. Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Исидор Пелусиот

И да сотвориши слово судное, дело пестрящаго: по составу ризы верхния да сотвориши сие от злата и синеты, и багряницы и червленицы пряденыя и виссона сканаго

Что значит слово (λόγιον), написанное на персях иерея?

Сие слово, ученейший, имеет не одно и то же значение. Но когда ударение стоит на первом слоге (λόγιον), ξно означает изречение, а когда на втором (λόγειον), значит то, что узаконено было возлагать на перси первосвященнику, то есть «святилище», или «дом», или храм слова.

Поскольку ты спрашиваешь: «А почему это возлагалось на перси первосвященнику?» – отвечаю: во-первых, надлежало, чтобы помысл, как браздодержец, правил раздражительною и вожделевательною силою, а потом надобно было, чтобы священнику украшением служила истина и ясность, ибо на слово возлагались явление и истина1) (Исх 28:30 и др.), и первым означалась ясность, а второю – истинность. А если угодно понимать и иначе, то, поскольку внутреннему слову прилична истина, а произносимому – ясность, и, может быть, поскольку и в камнях, как говорят, бывало некое сияние, когда священнодействующий входил в святилище и действительно объяснял изрекаемое им, то и даны сии наименования.

Письма. Книга II.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 15-20 Сотвориши слово (наперсник) судное четвероугольно и сугубо; пяди долгота его и пяди широта его; и нашиеши на нем швение каменное в четыри ряда. Ряд первый сардий, и топазий, и смарагд; ряд второй анфракс и сапфир и адамант; ряд третий лигирий, и ахат, и амефист; ряд четвертый хризолиф, и вириллий, и иаспис. Четыре ряда камней изображают четыре сонма чинов в духовном Израиле, а цветом камней указуется вид, достоинство и служение сих чинов. Камни сии нашиты были на слово судное, и возлагались на перси первосвященника, в означение того, что, как знаки сии были близки к персям первосвященника, так и все помышления всякого разумного существа близки ведению Еммануила. А тем, что первосвященник носил слово судное на персях, таинственно означается, что Еммануил есть Судия живых и мертвых. На краях рядов были гранатовые яблоки, и между яблоками золотые звонцы. Сии яблоки означают народы языческие, а звонцы - Апостолов и учителей Церкви, которые проповедуют и назидают. И еще, в яблоках видим, что языческие народы поддерживаются Сыном; а в звонцах узнаем, что оглашающий Церковь Еммануилову глас и проповедников есть самый чистый из всех чистых гласов.
Повторением же повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего дается разуметь, что когда Еммануил придет во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека, и каждому по делам его, с какими предстанет на суд, назначено будет свое место в умопредставляемой скинии. Которые принесут дела милосердия, как золото, те войдут во внутреннюю скинию; а которые принесут пост и молитву, как серебро, те будут следовать за первыми: также и всякий, по житию своему, получит приличное ему место.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною

Название наперсник дано одежде от ношения ее на груди, а наименование «судный» произошло от присутствия в нем (см. объяснение ст. 30). Сделанный из той же самой материи, что и ефод, он представлял квадратный плат в пядень длины и ширины (около пяти вершков). был двойной, состоял из сложенной вдвое материи.

1) Явление, или – 12 драгоценных камней, нашитых на слово судное – четвероугольное облачение на груди первосвященника; через них в важных случаях получали откровение Божией воли.