Толкования на Исх. 32:31

Преподобный Ефрем Сирин

Ст. 31-32, 34. И возвратися Моисей ко Господу Богу, и рече: истинно согрешиша людие сии грех велик. И ныне остави им грех их: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. Лучше для меня лишиться будущей жизни, нежели видеть гибель народа сего. Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть сына Божия, восприятую за все народы. И се Ангел Мой предъидет пред тобою, то есть, пойдет пред тобою вместо меня Ангел. И в день посещения Моего рукою его посещу на них грехи их. Сим не только ободряет, но предостерегает и устрашает народ. Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою, остерегайся его, имя бо Мое на нем (Исх. 23:20, 21). Поелику он исполняет Божие дело, то на нем имя Божие

Лопухин А.П.

Ст. 31-32 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал

Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея (ст. 11–13) Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство (ст. 26), грозившее им со стороны Бога полным отвержением. Ввиду этого Моисей и молит: «прости грех их». Если прощение не может быть даровано, то он предлагает в жертву свою жизнь: «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (ср. Пс 55:9; Дан 12:1).