Толкования на Исх. 40:10

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения.

И освятиши олтарь, и будет олтарь святый святых

Идет речь о жертвеннике всесожжений, который надлежало поставить внутри двора скинии для приношения разных жертв. Это был четвероугольный сруб, в 3 аршина 4 1/2 вершка длины и ширины и в 7 вершков высоты. Он был устроен из акации и весь обит медью. Внутренность его по всей вероятности наполнялась землею (Исх. 20:24). Из верхних четырех углов его выходили рогообразные выступы, сделанные тоже из акации и обитые медью. Они окроплялись кровию жертвенных животных при посвящении священников (Исх. 29:12) и принесении жертвы за грех (Лев. 4:7). К ним привязывалось животное пред закланием (Пс. 117:27). За них ухватывался руками желавший спастись от преследования убийца или несправедливо подозреваемый в убийстве (Исх. 21:13; 3 Цар. 1:50). К стенам жертвенника, на половине расстояния от его вершины, приделана была медная решетка, из предосторожности, чтобы жрецы не касались ногами этих священных стен. К ней по углам приделаны были медные кольца для вложения шестов на случай переноски жертвенника. При жертвеннике употреблялись горшки для высыпания в них пепла, – лопатки для его собирания, – чаши для кропления из них жертвенною кровью, – вилки для вынимания сваренного мяса 1 Цар. 2:13), – угольницы для вложения в кадильницу угольев с жертвенника (Лев. 16:12). – Чрез освящение помазанием, будет олтарь святый святых, т.е. будет величайшею святынею. Значение величайшей святыни должно принадлежать жертвеннику потому, что приносимые на нем жертвы составляли главную принадлежность Богопочтения, служили главным способом выражения пред Господом хвалы Ему, благодарности, смирения и покаяния.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая

См. Толкование на Исх. 40:3