Толкования на Исх. 40:35

Прп. Ефрем Сирин

и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию

См. Толкование на Исх. 40:34

Прп. Исаак Сирин

И если находишь в себе, что по временам мысль твоя, без предварительного о том промышления, вне обычного порядка, погружается внутри тебя и пребывает в этом состоянии около часа или сколько-нибудь времени, а потом примечаешь, что члены твои как бы в великом изнеможении и мир царствует в помыслах твоих, и то же самое повторяется с тобою всегда, - то знай, что облако начало приосенять скинию твою.

Слово 44.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения.

И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак и славы Господни исполнися скиния

Облак, осенивший скинию и наполнивший ее внутри, был так плотен и вместе, быть может, испускал из себя столь яркие лучи, что сам Моисей, который в другое время свободно приближался к Господу в местах Его явления, иногда не дожидаясь Его вызова, – теперь почувствовал страх и не посмел проникнуть за завесу скинии. Но это было только на краткое время, покуда облако славы Божией не удалилось из скинии и не осталось только над ее кровлею, после чего не только Моисей свободно входил, по крайней мере, во святилище, но и священники ежедневно бывали в нем для исполнения своей службы. Что же касается до Святого святых, то, как известно, оно и во все последующее время было недоступно никому, кроме первосвященника, который притом только один раз в году вступал в него, а во всякое другое время нельзя было вступать и ему туда безнаказанно. «Сказал Господь Моисею: скажи Аарону, чтобы он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку (очистилище), дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2). Итак, Господь всегда являлся в облаке над очистилищем. Но чтобы это явление не было смертельно для первосвященника, он не только не должен был приходить в Святое святых безвременно, но и в показанное ему время должен был являться туда с кадильницею, и курением фимиама покрывать очистилище, и чрез то как бы умерять неприступное явление в облаке славы Божией (Лев. 16:13).

На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об устроении и освящении скинии для обитания в ней Божия среди людей. Соответственно сему Пресвятая Дева вводится в храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем небесного Царя, как была таковым скиния свидения. «Приблизится, – поет о Пресв. Деве Церковь в праздник Введения, – в храм святый яко свята, освятитися во обителище Всецаря» (Стихира на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению Сына Божия. «Пойди, чадо, говорит Ей праведная Анна, получившая Ее от Бога после долговременного неплодства, – Давшему Тя буди возложение, и уготовися быти Иисусово вместилище» (Стиховны на Введ.). – «Да веселится Иоаким, и Анна да радуется, яко принесоша Богу, яко трехлетствующую юницу, непорочную Владычицу» (Стихиры лит.). Восхваляя Пресвятую Деву, как предопределенную в жилище Сына Божия, св. Церковь, в своих песнопениях на службе Введению и других службах, применяет к Ней имена, взятыя от ветхозаветной скинии, Ее прообразовавшей, и от принадлежностей скинии. Так Пресвятая Дева именуется скиниею, святою святых, одушевленным кивотом, стамною манны, жезлом Аароновым (ибо как от жезла неплодного произошел цвет, так от неискусобрачной Девы Христос), семисвещником (ибо свет миру Христос от Нее произошел), трапезою (для Хлеба жизни – Христа), кадильницею златою (ибо носила во чреве Своем Божественный Угль – Христа) и т.п.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию

Слава Господня имела вид страшного для простого смертного «огня поядающего» (24:17), что и служило для Моисея препятствием пойти в скинию. Кроме того, для этого требовалось специальное повеление со стороны Господа (24: 16, 18).