Толкования на Лев. 18:21

Свт. Филарет (Дроздов)

Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь

Молох был идол Аммонитян. Имя его значит царя. Если верить Раввинам, «он был медный, пустой, имел голову быка, простертыя вперед, как бы для принятия чего-нибудь, руки; а пред собою седмь небольших притворов, которые отверзались попеременно для принятия различных жертв» (R. Simeon in comm. ad. Иер. 7).

Его служение, по мнению некоторых, состояло в провождении детей между двумя горящими кострами: но согласно с свидетельством Св. Писателей положить можно, что сии дети были сожигаемы (Иез. 16:20, 21; Пс. 105:37).

Народ верил, что пожертвовав одним из них, доставит благоденствие и долгоденствие прочим. Божество Молоха есть тоже , которое известно под именем Сатурна (Имя Молоха, то есть царя, весьма свойственно Сатурну, доколе он не был свержен Юпитером с престола. Посему и Планете Сатурну приписано владычество над миром. Тацит воображает, что ему-то Евреи посвятили седьмый день: Quod е septem sideribus, queis mortales reguntur, altissimo orbe et praecipua potentia stella Saturni feratur. Hist. L. V. Некоторые думают, что имя Κρονος, произошло от слова קרן рог; и что имена; Киун у Амоса и Ремфан у Стефана, суть имена Сатурна, первое на Персидском и Арабском, а последнее на Египетском. Жертвы Сатурна одинаковы с жертвами Молоха. Варрон пишет, что Пелазги, переселяясь в Италию, получили от Оракула следующее повеление: Την κεφαλην αδη και το πατρι πεμπετε φωτα, — и что Геркулес смягчил смысл сего ужаснаго закона, воспользовавшись его двузнаменательностию): но, из светил небесных, под именем его скрывается не Сатурн, а Солнце (Санхониатон говорит, что от супружества неба и земли родился первый Ил, названный Сатурном. Имя Ил сходствует с именами אל и ηλιος. И кому приличнее быть старшим сыном неба и эмблемою времена, нежели солнцу? Догадываются, что седмь притворов Молоха означают седмь планет), а из людей, Адам, Ной и отчасти Авраам. Чрез скинию Молохову разумеют некоторые род ковчега или сени, в которой торжественно носим был идол.

Начертание церковно-библейской истории

Лопухин А.П.

Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь

Жестокий культ Молоха, состоявший в проведении детей через огонь (а не в посвящении их на служение при храме идола — блаж. Феодор. вопр. 25) в честь идола (в виде медного, пустого внутри быка) Молоха, божества аммонитян (3 Цар ХI:7) и др. переднеазиатских народов, но с самого выхода из Египта имевшего чтителей и среди Израиля (Втор XII:31; Ам V:26; ср. Деян VII:43) почти за все время до плена вавилонского (3 Цар XI:7; Иер XXXII:35; 4 Цар XXIII:10). Грозное осуждение культа Молоха см. ниже XX:2–5.

Толковая Библия.