Толкования на Лев. 24:5

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 5-6 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом

Были и в Ветхом Завете хлебы предложения, но они как относящиеся к Ветхому Завету отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения, освящающие душу и тело. Ибо как хлеб соответствует телу, так и Слово — душе.

Мистагогические поучения.

Прп. Ефрем Сирин

Возми муки пшеничны, и сотвори дванадесять хлебов, дву десятин, да будет хлеб един

Это есть новое приношение всех народов. Кислые хлебы суть образ Церквей, собранных из Евреев и язычников, приявших в себя примешение небесного кваса, который, отъяв безквасие мира, даровал им приятность и благоухание. В сих двенадцати хлебах видим также Апостолов, в которых сокрыт хлеб, питающий душу, и еще, под образом двенадцати хлебов разумеем двенадцать колен, таинственно возлежащих окрест трапезы жизни.

Толкование на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный

Ст. 5-6 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом

Двенадцать хлебов на столе скинии суть двенадцать апостолов, и все, следующие их учению в Церкви, которые как бы до исполнения времен не перестают укреплять народ Божий словесной пищей, как двенадцать хлебов предложения никогда не сходят с трапезы Господней. Точно так же предписано, чтобы хлебы были не из какой угодно муки, а из беспримесной, поскольку очевидно, что проповедующие слово жизни другим в первую очередь должны сами являть плоды добродетели и, убеждая в проповеди, подтверждать ее в исполнении, уподобляясь Тому, Кто о Самом Себе сказал: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (Ин 12:24). Правильно также предписано положить хлебы на столе по шесть в два ряда - разумеется, в знак согласия, то есть любви и общения, ведь и Господь послал учеников на проповедь по два, имея в виду, что святые учители Церкви никогда не разногласят друг с другом либо из-за любви, либо из-за прочной уверенности в истине.

Прежде всего очевидно, что самим числом двенадцать хлебов преобразуется круг апостолов, которых Господь, явившись во плоти, избрал первыми и через их служение дал всем народам пищу жизни. Потому что, когда люди мучились голодом в пустыне, Он сказал Своим ученикам и нашим апостолам: вы дайте им есть (Мф 14:16), и, когда от пяти хлебов насытились пять тысяч, собрали двенадцать корзин кусков, поскольку, без сомнения, дело апостолов и мужей апостольских - собрать те таинства Писания, которые не может вместить народ.

О скинии.

Лопухин А.П.

Ст. 5-9 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное

Хлебы предложения или с еврейского «хлебы лица», т. е. присутствия Божья (ср. Исх XXV:30; XXXV:13; XXXIX:36). Их было 12, полагались они в 2 ряда (по преданию, один на другой, по шести). Вес каждого хлеба определяется в 2/10 ефы, т. е. (так как ефа равнялась приблизительно 30 фунтам) около 6 фунтов, ст. 5–6.