Толкования на Мал. 1:10

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-11 Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огнем олтарь мой туне. Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель

Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огнем олтарь мой туне. Весьма благовременно, как бы пока еще в предсказании, предуказывает красоту жизни во Христе, так как (говорит) подзаконная тень и то древнее священство вскоре уже прекратятся, и должны в свое время явиться священнослужители истины, кои будут совершителями богослужения в духе и весьма старательно станут искать славы Божией. Затворятся, говорит, над ними двери, так как или не будет благовония у подзаконных священнослужителей, – «аще затворит» против человека, сказано, кто «отверзет» (Иов. 12:14; Ис. 22:22), – или с явлением истиннейшей скинии, то есть Церкви, в нее не войдут продолжающие еще совершать священнослужение по закону. Как бы исключенные чрез неверие, они останутся вне и не коснутся святыни. А что они лишатся священнослужения, это явствует из слов Бога, говорящего устами Осии: «зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни… князю, ни сущей жертве,… ни жречеству, ни явлениям» (Ос. 3:4). Итак, на прекращение подзаконного богослужения и на затворение подзаконного священства может указывать, по моему мнению, изречение, что над ними «затворятся двери» и Церковь не допустит их, ибо уже не время закалать тельцов, но уже бескровными жертвами чтится Бог всяческих. Поскольку же присовокупил к этому, что «не возгнетите огнем олтарь мой туне», то, думаем, это имеет значение нравственного наставления. Желает теперь указать на то, что призваны они к священнослужению и к возложению огня на жертвенник не для того, чтобы ослабляли силу Призвавшего их, но чтобы, почитая Его подобающим образом, обладали достоинством священства. Не заботящиеся же о столь святом служении и из благоговения к священнодействию не воздерживающиеся от прогневления Бога, по справедливости получат наконец наказание. Ведь поистине немалой виной должно быть пренебрежение к участию в дарах Божиих и крайне неразумное отвержение почестей от Него. Посему и Исав назван «земным» и «нечистым», что за пищу одну только отдал право первородства своего. Итак, когда говорит: «не возгнетите жертвенник мой туне», то желает указать на то, что священство не без награды, впрочем, и не без наказания (останется), если кто не станет отправлять его подобающим образом и с надлежащим вниманием. Должно заметить, что еврейское издание имеет другое изложение мыслей и сочетание слов. Там сказано так: «вы», – и левиты, и священники, последнее в храме место имеющие, поставленные от вас для запирания ворот, – «не возжжете жертвенника Моего даром», то есть не безвозмездно отправляете службу и священство, так как народ приносит вам десятины, начатки, благодарения. Итак, за то, что пренебрежено Божие и не было в наипервейшей заботе (у вас).

Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель. Наконец уже ясно отвергает совершение богослужения подзаконного и как бы удаляется от любви к иудеям, и нежелательным делает священство, неприемлемой сень, разумею жертвы волов и дым, потому что и в начале не в этом состояла цель Его. Это Он делал для нас ясным и чрез других пророков, говоря то устами Исаии: «исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите. И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть» (Ис. 1:11–13), – то устами Иеремии: «всесожжения ваша соберите со жертвами вашими и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашым… о всесожжениих и жертвах» в оньже день изведох их от земли Египетския (Иер. 7:21–22). Закон был как бы прообразом и предвозвещением богослужения в духе и истинного, – и оправданиями плоти, как божественный пишет Павел, «до времени исправления» наложенными (Евр. 9:10). Время же исправления, полагаю, может быть не иное какое, кроме пришествия Спасителя нашего, когда и первый завет, сказано, по небеспорочности своей, упразднен, ибо устарел, и требовалось место новому и второму (завету), который и есть выше всякого порока и вины. Ради сего говорил и Тот, Кто и Великого Совета Ангелом назван (Ис. 9:6). Посему и сказал: «от себе аз не глаголю, но пославый мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин. 12:49). Таким образом ясно сказал подзаконным священнослужителям, что они нежелательны для Него, даже более – что нет в них воли Его, – в них, совершающих жертвы в сени и прообразах, и что не примет от них священнодействуемых (жертв). Предсказывает потом, что велико и славно будет имя Его у всех обитателей поднебесной, и во всяком месте и народе будут приноситься имени Его жертвы чистые и бескровные, причем священнослужители уже не будут умалять Его и небрежно приносить Ему духовные службы, но будут стараться с тщанием, благопристойностью и освящением возносить благоухания духовных фимиамов, то есть веру, надежду, любовь и украшения из добрых дел, при установлении очевидно Христовой жертвы – небесной и животворной, посредством которой упразднена смерть, и тленная сия и от земли (взятая) плоть облекается бессмертием.

Толкование на пророка Малахию.

Блж. Иероним Стридонский

Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне

См. Толкование на Мал. 1:9

Лопухин А.П.

Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне

Бог говорит, что лучше бы в таком случае, чем приносить неугодные Богу жертвы, кто-нибудь из священников запер бы ворота, ведшие из внешнего двора во двор внутренний, на котором стоял жертвенник всесожжения. Пусть даром не горит и огонь на этом жертвеннике — пусть не горит на нем жертва (ср: Ис XXVII:11). — Приношение священников, т. е. и бескровные и кровные, приносимые их руками, жертвы (ср. Быт IV:3, 5; Быт IV:4), неугодно Иегове.

См. также Толкование на Мал. 1:6