Толкования на Мал. 2:14

Свт. Иоанн Златоуст

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

«Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно» – и, желая показать, сколь велико это зло [развод], и лишить сделавшего это всякого оправдания, дальнейшими словами уси­ливает осуждение, продолжая так: «она подруга твоя и законная жена твоя». Смотри: сколько он исчисляет прав: во-первых, со стороны возраста, «жена юности твоей»; далее, со стороны потреб­ности: «она подруга твоя и законная жена твоя»; потом, со стороны образа сотворения: «часть духа твоего».

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 И ресте (скажете): чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси. И та общница твоя и жена завета твоего, и не иначе сотвори, и останок духа его. И ресте: что ино кроме семене ищет Бог

На такие частые обвинения Божии и убеждения любить единоплеменниц и удаляться иностранок, избегая браков, кои воспретил сам божественный закон, – они неразумно говорили: «что ино кроме семене ищет Бог?» Сказано ведь, в заповеди Моисеевой: «не будет безчаден, ниже неплоды» у сынов Израилевых (Исх. 23:26). Также и к Аврааму сказал негде Бог всяческих: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством (Быт. 22 ср. Исх. 32:13). Итак, Божественная цель имеет в виду многочадие и деторождение, чтобы благодать обетования, данного Аврааму, достигла подобающего ей осуществления. Но от чужестранок или соплеменниц совершится это нами, безразлично для Бога, ибо обещанное достигает осуществления. Итак, «скажете, – говорит, – чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси?». Но если вы хотите говорить это «чесо ради засвидетелствова» и почему повелел не отсылать сожительницу, то на сие скажу и Я: подумай о том, что «она общница твоя и жена завета твоего», то есть единая плоть с тобою (Быт. 2:23–24) и сожительствует по закону и «не иначе» ее создал «Бог». Она же есть, думаю, и «останок духа его», и муж как бы смешан телесно и душевно с той, которую сочетала с ним подзаконная религия. И как они стали одним телом, так и неким образом и одной душою, так как их связует любовь и божественный закон соединяет в единодушие. Итак, называет жену останком духа мужа и как бы частью его души по причине единения, разумею то, что единодушием любви они становиться как бы одно. Посему не обвиняйте, выходя из границ должного разума, Бога, как будто Он несправедливо упрекает изгоняющих от очага жену юности и общницу завета и духа, соединенную телесно. Думаю я, что и премудрейший Павел, подвигнутый этим, написал в послании уверовавшим во Христа: «привязался ли еси жене? не ищи разрешения» (1 Кор. 7:27). Сказал негде и Сам Спаситель: «иже Аще пустит жену свою,… разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и пущеницею женяйся, прелюбодействует» (Мф. 5:31–32 ср. Мф. 19:9). Вопрошавшим же любопрителям из саддукеев: за что «Моисей заповеда дати книгу распустную» и отделиться от жены (Мф. 19:7), – сказал опять: «яко Моисей по жестосердию вашему заповедовал, от начала же не бысть тако» (Мф. 19:8), – ибо Образовавший «мужеский пол и женский сотворил я есть» (Мф. 19:4), – «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

См. Толкование на Мал. 2:8

Блж. Иероним Стридонский

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

См. Толкование на Мал. 2:13

Лопухин А.П.

Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя

Господь гневается на таких мужей особенно потому, что Он был свидетелем тех обетов, какие были даны супругами. Это может обозначать или то, что браки заключались пред лицом невидимо присутствовавшего Иеговы (ср. Быт. 31:50), или же то, что первоначально Бог установил единобрачие, создал Адаму только одну жену, показывая этим, что он не должен был с нею никогда разводиться (Быт. 2:24). — Женою юности — т. е. ты с нею пережил самое лучшее время жизни — юность и, поэтому, должен всегда любить и жалеть ее.

См. также Толкование на Мал. 2:10