Толкования на Мал. 3:13

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13-16 Отяготисте на мя словеса ваша, глаголет Господь, и ресте: о чем клеветахом на тя? Ресте: суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения его, и зане идохом молитвенницы пред лицем Господа вседержителя? И ныне мы блажим чуждих, и созидаются вси творящии беззаконная и сопротивишася Богови и спасошася. Сия рекоша, боящиися Господа, кийждо ко искреннему своему. И внят Господь, и услыша

Когда Бог желает исправить кого-либо из близких Своих, впадших в грех, Он поставляет на вид грехопадения, изобличает ясно и как бы бьет порицаниями, дабы, устыжаясь собственных прегрешений, они переходили к лучшему и полезнейшему и, снискав от Него милость, таким образом получили бы спасение. Так обвиняет теперь израильтян и за нечто другое, и высказывает как бы некое общее и потомкам их порицание, зная, что сие будет полезно и спасительно для всех. Ведь прообразовательно случившееся с предками нашими написано для вразумления нас, как говорит премудрый Павел (2Кор. 10:11). Итак, обвиняет их в том, что они невоздержны на язык и высказывают жалобы неподобающими словами: ибо «отяготисте, – говорит, – на мя словеса ваша». А какого рода была их жалоба, это высказывает в словах: «ресте: суетен работаяй Богу», и что никакого преимущества нет в старании соблюдать «хранения Его», то есть постановления закона. Напрасно, кроме того, говорите, и быть «молитвенником» Его, то есть приносить молитвы за кого-либо. И, конечно, истинен Бог всяческих, если скажет это и обвинит израильтян. Но необходимо сказать о том, какой был предлог для греха у болтавших это. Многочисленными племенами правил Бог, но из всех Он избрал одно племя Израиля, оно названо частью, уделом и наследием Его (Втор. 32:9). Соделав Своим, Он дал ему в руководство закон и заботился о его пользе чрез пророков. И что же на это сделал бесчувственный Израиль? Поклонялся воинству небесному, служил идолам, говорил истуканам: вы есте боги наши (4Цар. 17:16). Справедливо негодуя на столь ужасное нечестие, Бог всяческих многообразно наказывал их, призывая к покаянию, голодами, опустошениями ветром, недостачей плодов, пругами и саранчой, иктерой и гусеницами. Так желал Он поражать их рукой сильной и как бы подгонять их страхами и также умеренными движениями (гнева) к желанию делать полезное и любить Истинного и по природе Бога. Поскольку же никакого значения не имели для них эти умеренные наказания, но неудержимо устремлялись ко всякого рода нечестию, то послал их в плен и заставил их подпасть под владычество Вавилонское. Когда же, по милосердию Божию, снова были призваны в Иудею, выстроили город и воздвигли храм, потом опять обратились к нерадению, не исполняли обетов, не следовали постановлениям закона относительно приношения десятин и начатков, но с неохотой и трудом приходили на жертвоприношение и закалали животных хромых, слепых и недужных. И, хотя они поступали беззаконно, тем не менее, Бог не наказывал их голодом и бесплодием. Они же, хотя и должны были, если бы были добры и понимали полезное для себя, возвращением к лучшему служить оскорбленному ими Богу всяческих, – напротив, делали безрассудное обвинение на Него. Когда видели соседних язычников, не ведующих Бога, но поклоняющихся истуканам и подверженных крайнему заблуждению, – пребывающими в благополучии и наслаждениях, то неразумно говорили: «суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения Его»? Мы, сказано, – законоблюстители – находимся в бедах и под наказаниями, – мы и в плен уходили, хотя и покланялись всегда и служили Господу Вседержителю. А не делающие ничего такого не терпят ни наказания, ни бедствия. Посему: «блажим чуждих», и «созидаются творящии беззаконная, сопротивишася Богу, и спасошася». И поистине многообразно противодействуют славе Божией заблуждающиеся, принося жертвы истуканам и «древу», говоря: Бог «мой еси ты, и камени: ты родил мя еси» (Иер. 2:27). «Сия, – говорит, – рекоша боящиися Господа». Это есть, конечно, обвинение в злословии и ясное доказательство крайних недугов, ибо слова больного ума и богоненавистное извержение нетрезвой души есть всякая речь против Бога. Но что такие речи Он выслушивает не мимоходом, так сказать, а со старанием, в сем удостоверил, сказав: «и внят Господь, и услыша», потому что «Дух Господень исполни вселенную, и содержай вся разум имать гласа» (Прем. 1:7). И если где-либо произнесется какое-либо слово против божественной Его славы, то оно будет тяжело и как бы невыносимо хотя и для Обвыкшего (Бога) долготерпеть до конца. Посему-то и сказал: «отяготисте на Мя словеса ваша». Итак, и нам, хотя бы мы находились в бедствиях, коими для нашей пользы наказует нас Бог, подобает отнюдь не впадать в малодушие и не думать, чтобы столь Добролюбивый (Бог) пренебрегал добрыми (людьми), но напротив, старательно удаляться от оскорбления Его и таким образом умилостивлять Его, и просить Его милости. А если действительно какие-либо из грехолюбцев могут находиться в благополучии мирском и наслаждаться временными благами, то основания долготерпения к ним (Божия) следует относить к недоступным нашему разумению судьбам Промысла Божия.

Толкование на пророка Малахию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13 – 15 Усилились против Меня слова ваши, говорит Господь, а вы сказали: «Что мы говорили против Тебя»? Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Господу, и какое преимущество в том, что мы соблюдали Его заповеди, и что ходили печальными пред лицем Господа воинств? Посему мы считаем ныне гордых счастливыми; конечно, делающие неправду достигли благоустройства, и искушали они Бога, но остались целыми»

Раньше он сказал: «Вы утруждали Господа речами своими и спрашивали: «В чем мы утруждали его»? В том, что говорили: «Всякий, делающий зло, благ пред лицем Господа, и таковые [кажется] угодны Ему», или же так: «Где есть Бог правосудия». А теперь повторяет то же более полно, ибо казалось, что народ, возвратившийся из Вавилона, имеет познание о Боге и соблюдает закон, и приносит жертвы за грехи, и отдает десятины, и соблюдает субботу и прочее, что предписано по закону Божию, но видя, что все окрестные народы имеют во всем изобилие, а он терпит голод, бедность и всякие несчастия, соблазняется каждый раз и говорит: «Какую пользу приносит мне то, что я почитаю единого истинного Бога, с презрением отвергаю идолов, как мерзость, и в печали приступаю к Богу, живо сознавая свои грехи»; это место, – как мы сказали выше, – с большею подробностию и полнотою излагает семьдесят второй псалом. Посему пророк, как духовный врач, имеет попечение о всех ранах, и свидетельствует об удалении (подобно струпу) богохульных слов против Творца и говорит от лица Божия: Усилились против Меня слова ваши, или: Отягчились, соответственно тому, – как говорится у пророка Захарии (Захар. V, 78), – что неправда восседает на таланте свинца и то, что говорится против Бога, как бы придавливается тяжкою громадою богохульств. А они, не понимая тяжких и обидных слов и ругательства своего, спрашивают: «Что мы говорили против Тебя»? Господь отвечает им: Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Богу, и какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его». Они требуют за свое служение Богу награды в настоящей жизни, и потому не получают ее. И [говорили] в том, что мы с печальным видом являлись пред лицем Божиим согласно тому, что написано в Псалмах: Весь день буду ходить в печали (Пс. XXXVII, 7). Поэтому мы гордых почитаем счастливыми, и тех, которые надменно восстают против Бога и дерзко ругаются пред Ним нечестивыми словами; сверх того они живут благоустроенно и после преступлений, а также не смотря на свои ругательства наслаждаются всевозможным благополучием. [Хотя] они и искушали Бога или противились Ему, [однако] остались невредимыми. [Таким, образом, иудеи] спокойствие в настоящей жизни считают счастьем, и потому впадают в заблуждение. Это мы можем относить и к еретикам Маркиону и Валентину, и к прочим, не признающим Ветхого Завета и говорящим против Творца мира, в том отношении, что эти люди преуспевают в своем нечестии и имеют многих сообщников своего преступления. Люди соблазненные, которые не престают пребывать в Церкви, но не знают действий суда Божия, – эти люди и относят к оным еретикам [выше изложенные] слова пророка, [т. е. жалобы от лица народа].

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы»

Пророк опять обращается к возражению, какое делали евреи против правосудия Божественного (II:17). Подобно современникам пророка Захарии (Зах VII:3), они роптали на то, что служение Богу и хождение в черном одеянии (символ поста, в настоящем случае, очевидно, добровольно на себя принимаемого) не приносят никакой выгоды. Лучше бы уже поступать подобно надменным или не обращающим внимания на требования закона Божия, которые продолжают наслаждаться жизнью несмотря на то, что их дела искушают Бога, т. е. вызывают, по-видимому, Его обнаружить против них гнев Свой. Кто эти надменные — иудеи или язычники? Вероятнее всего, некоторые немногие иудеи, так как язычники вовсе и не обязаны были считаться с постановлениями закона Иеговы.

Ст. 13-18 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему

Божественное правосудие несомненно существует

В противоположность дерзким возражениям против правосудия Божественного, пророк говорит о том, как мыслят об отношении Бога к праведным и грешным люди благочестивые. При этом, Бог возвещает, что скоро наступит день видимого воздаяния за грехи и добродетели.