Толкования на Мал. 3:16

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 16-17 И написа книгу памяти пред собою боящымся Господа и благоговеющым имени его. И будут ми, глаголет Вседержитель, в день, его же аз творю в снабдение, и изберу я, имже образом избирает человек сына своего работающа ему

Бог внял и услышал израильтян, поносивших Его и говоривших нечестивые слова против Него. Потом, хотя и подобало на согрешивших положить соответствующее наказание и привлечь к ответственности за необузданные речи, однако же, как Бог долготерпеливо оставляет и это (без наказания). Но пишет Он «книгу памяти… боящымся Его», о коих, думаю, быть может и сам Давид сказал к Пишущему книгу (Богу): и в «книзе Твоей вси напишутся» (Пс. 138:16).

Найдем и Самого Господа нашего Иисуса Христа говорящим святым ученикам: «не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же» более о том, «яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:20). Со всею справедливостью и божественный Давид изрекает проклятие иудейскому народу, умертвившему Христа, говоря так: «да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся» (Пс. 68:29). Итак, пишется книга памяти боящимся Бога, о коих говорит, что и Своими Ему будут и весьма близкими во время «снабдения», когда Христос сядет на престол славы Своей, окруженный ангельским воинством, «и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю. И речет сущим одесную…: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25:33–34). Вот тогда Он их «изберет», то есть соделает избранными, ничем не уступая в любви нашим отцам (человеческим), кои радуются на собственных чад, когда они (чада) будут мудры и благопослушны, и воздают своим родителям возможно великое почтение.

См. также Толкование на Мал. 3:13

Толкование на пророка Малахию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16-18 Тогда сказали боящиеся Бога, каждый ближнему своему. И внимал Господь, и услышал Он, и написана была книга на память пред лицем Его боящимся Господа и помышляющим об имени Его. И будут они для Меня, говорит Господь воинств, в день тот, который Я приготовляю, достоянием, и Я пощажу их, как щадит муж сына своего, служащего ему. И обратитесь, и увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и между служащими Богу и не служащим Ему

Тогда сказали боящиеся Бога [Вульг.: Господа], каждый ближнему своему. Соответственно еврейскому тексту должно понимать это место так: Тем людям, которые дерзостно злословили суд Божий, люди, боящиеся Бога, сказали в ответ, что воздаяние по делам или благ или бедствий происходит не в настоящей, кратковременной жизни, а в жизни будущей, вечной, и что человек не может постигнуть судеб Божиих, а также вступать в препирательства о справедливости и правосудии Божием, и прочее тому подобное, что праведный должен говорить праведному. И [пророк] не сказал, что именно они говорили; но из того, что он внушает словами: Тогда сказали боящиеся Бога, каждый, ближнему своему, мы должны понять, что боящиеся Бога сказали то, что проповедуется во всем Священном Писании. А по тексту LXX должно читать несколько отлично (ἐξαίρετον) и без связи, как мы перевели: Сказали это боящиеся Господа каждый к ближнему своему, т. е. к тем, которые делают напрасные упреки своими словами: Какая польза в том, что мы соблюдали заповеди Его и ходили со скорбию на лице пред Господом? Если бы они боялись Господа, то не говорили бы так.

И внимал Господь, и услышал Он, и написана была книга на память пред лицем Его боящимся Господа и помышляющим об имени Его и т. д. Праведным, говорящим это, внимал Господь, и боящимся Бога, каждому отдельно с ближним его, которые не хотели ни говорить, ни слушать богохульных ругательств, и услышал Он их; и написана была книга пред лицем Его боящимся и чтущим имя Его, так что когда наступит день суда, Он воздаст и ругающимся наказание [по делам] и боящимся – награду. А написана та книга, о которой мы читаем в книге пророка Даниила: Поставлены престолы и раскрыты книги (Дан. VII, 9). И боящиеся Господа будут достоянием Господу в тот день, когда наступит время суда. На месте слова: достояние в Еврейском читается sgolla (סגולה), переведенное у Акилы περιούσιον, а у остальных περιποίησιν, т. е. изобилие и: приобретение Итак боящиеся Господа, говорившие каждый с ближним своим и отвечавшие на богохульные слова, будут в день суда достоянием Его, и Он пощадит их, ибо всякий человек находится под грехом, или отличит их, как обыкновенно отличает человек сына своего служащего ему. В нем действует двоякое движение души: и расположение любви к сыну и благодарность за услугу его, как раба. И тогда вы, ныне богохульствующие и говорящие: Какая выгода в том, что мы соблюдали заповеди и со скорбию ходили пред лицем Господа, познаете чрез возвышение и благополучие их свое бедственное состояние и, обратившись к покаянию, увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и служащим Господу, и не служащим Ему.

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Ст. 16-18 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему

В противоположность таким дерзостным рассуждениям пророк приводит теперь разговоры, какие ведут между собою люди благочестивые. Эти последние вполне уверены в том, что Господь внимает и слышит (выражение «это» лишнее). Он восседает, как царь, пред которым записываются, под его диктование, подвиги лиц, ему угодивших, в особую памятную книгу (ср Есф VI:1). Господь сделает таких людей Своею собственностью, Своим дорогим уделом (Иcx XIX:5), в день суда Своего над людьми. Они будут для Него любимыми сынами, исполняющими Его волю.

Тогда-то люди, говорящие дерзкие слова, снова, как их далекие предки, увидят, что есть, в очах Господа, разница между праведником и нечестивым!

См. также Толкование на Мал. 3:13