Толкования на Мал. 4:2

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 2–3 И возсияет вам боящымся имене моего солнце правды и изцеление в крилех его: и изыдете и взыграете, якоже телцы от уз разрешени: и поперете беззаконники, зане будут пепел под ногами вашими в день, в оньже аз сотворю, глаголет Господь вседержитель

Воссияло находящимся в сем мире Единородное Слово Божие и, облекшись подобием с нами, «бысть плоть Слово и вселися в ны» (Ин. 1:14). Подобно некоему солнцу, осиявая своим блеском сущих во мраке и тьме и посылая в души верующих светлый луч истинного богопознания, Оно соделало их чистыми, мудрыми и ревнителями всякой добродетели. Показывало Оно нам в Себе Отца и посредством неизреченного тайноводства соделало нас счастливейшими 1) и умудренными, наполнив имеющих ум познанием о Нем. Впрочем, и до такого просвещения доведенные и обогатившись, как говорит блаженный Павел, «во всяком слове, и во всяком разуме» (1Кор. 1:5), и «во всякой премудрости» (Еф. 1:8), – «видим» теперь в зеркале и гадании, и знаем «отчасти» (1Кор. 13:12), но «приидет некогда совершенное» (1Кор. 13:10), и мы уже будем в полнейшем познании Христа, когда Он опять воссияет нам с небес, упразднит «еже отчасти» и знание «в зеркале и гадании» (1Кор. 13:10, 12), засияет как совершенным (нам), напоит наш ум неким божественным и неизреченным светом и усладит излиянием Святого Духа. Так и божественный Павел сказал: «аще же пророчествия упразднятся» и знания прекратятся (1Кор. 13:8). Не то утверждаем, что от познания отчасти мы перейдем к совершеннейшему незнанию чего-либо, – отнюдь нет. В противном случае каким образом время будущей надежды не послужит ко вреду душам святых 2), если предстоит необходимость утратить даже и то, что имеем, не приобретая ничего лучшего и не вознося ум к чему-либо превышнему, но напротив, теряя даже и то, что когда-то не без труда приобретено? Упразднятся и пророчества, прекратится и знание, так как, очевидно, к нашим душам приникнет превышнее (знание). Ведь если кто, когда в доме светит один (малый) светильник и дает умеренный свет видящим его, внесет (большую) лампаду, то свет того (малого светильника) по необходимости как бы упраздняется, уступая сильнейшему свету большого светильника. И как свет звезд остается уже бездейственным, когда солнце осиявает поднебесную, так и с появлением в нас совершеннейшего знания как бы уже должно упраздниться меньшее. Так и Христос сказал святым апостолам: «сия в притчах глаголах вам: грядет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам» (Ин. 16:25). Итак, святым, кои и весьма боялись имени Божия и были ревнителями всякой добродетели в сем мире, Христос воссияет как некое солнце правды, посылая лучи совершеннейшего знания, освобождая их от всякой душевной немощи и как можно более удаляя от исконной скорби. Это и означает «изцеление на крилех его», как бы об орле и птенцах говорилось, вполне подобно тому, что премудрым Моисеем сказано о Боге и об освобожденных из Египта: «яко орел покрывает гнездо свое… простер криле свои, прият их» (Втор. 32:11). Итак, будет, говорит, «и исцеление в крилех его». В сем веке бывает в нас как бы некое играние плоти, ибо она влечет наш дух к неподобающим удовольствиям, ожесточает в наших членах закон греха (Рим. 7:23), который и побеждается при помощи Христа, благонравием святых. Опьяняется как бы ум и другим образом искушаемый страстями; ибо удручают нас: высокомерие, мирское славолюбие, гнев, корыстолюбие и другие пороки. Когда же мы обогатились залогом Духа чрез Христа (1Кор. 1:5), мы приобрели способность побеждать страсти, впрочем не без собственных усилий, а в будущем веке имея полный блеск богопознания, обогащаясь совершеннейшим даром Святого Духа и совлекшись тления и страстей плоти, служим Богу всецело, не разделяясь ко греху и не угнетаясь какой-либо из исконных страстей, но наравне со святыми ангелами ведя чистую и беспечальную жизнь. Написано ведь, о святых, что «забудут… печаль свою… и не взыдет им на сердце» (Ис. 65:16), – но будет, сказано, «и радость вечная над главою их,… хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Посему то и говорит пророк или Бог, Содетель сего и Податель, что «изыдете и взыграете, якоже телцы от уз разрешени». Как малые тельцы, освобожденные от привязи, скачут по полям, прыгая и мыча на тучном пастбище, так некогда и святые, освободившись от уз скорби в сей жизни, заботы, трудов и мук, достигнут подобающего добродетельным благодушия, «попирая беззаконных», не сражающихся уже и противоборствующих, но уже павших и побежденных, и как бы под ногами лежащих, при совершеннейшем прекращении войны от них, ибо «не будет тамо льва, ни от зверей злых» ни один «не взыдет… тамо», по написанному (Ис. 35:9), но «будет» напротив, «путь чист, и путь свят наречется» (Ис. 35:8). Да, без войны и чуждой всякой скверны в то самое время будет жизнь святых.

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

И возсияет вам боящимся имени Моего солнце правды. Сынам Иудиным, которых осаждали воинства племени Гогова, окружавшие всю землю их, Пророк говорит, что от Господа воссияет им свет спасения. В смысле же таинственном солнцем правды именует Пророк Христа и евангельское учение. Исцеление на языке его. И здесь Пророк говорит также о спасительном Евангелии и о животворных словесах Господа нашего, заключенных в Евангелии.

И изыдете и взыграете якоже тельцы, когда победите жестоких врагов ваших.

Прп. Максим Исповедник

Бог есть, как написано, Солнце правды и Он просто озаряет всех лучами [Своей] Благости. Душе присуще по свободной воле становиться либо, как боголюбивой, воском, либо, как испытывающей склонность к материи, грязью. Ведь подобно тому, как грязь естественным образом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, так и всякая душа, тяготеющая к материи и добровольно подражающая грязи, наказывается Богом, ожесточается и, подобно фараону (Исх. 7:13), толкает себя к погибели. А всякая боголюбивая душа размягчается, как воск, на ней запечатлеваются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обиталищем Бога.

Главы о богословии.


[Возсияет] Солнце правды, и исцеление в крилех Его. <…> А «крылья Солнца правды» суть два Завета, благодаря которым прилетевшее к нам Слово исцеляет рану, нанесенную преступлением [заповеди], и укрепляет [нас] в совершенной добродетели: через Ветхий [Завет] Оно ниспровергает порок, а через Новый утверждает добродетель. Или иначе: «крылья» суть Промысл и Суд [Божий], благодаря которым парящее Слово неведомым образом спускается на сущие, исцеляя логосами Премудрости тех, кто желает [этого], а медлительных в отношении добродетели врачуя способами [сурового] воспитания, – с первых Оно счищает [греховную] скверну плоти, а у вторых лечит язвы души.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Иероним Стридонский

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные

См. Толкование на Мал. 4:1

Лопухин А.П.

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные

Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис XLV:8; ХLVI:13; LI:5). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.

См. также Толкование на Мал. 4:1

1) искуснейшими
2) т. е. вместо совершенства и блаженства будущая жизнь не окажется ли для святых несовершенством и лишением, если…