Толкования на Мих. 4:4

Свт. Амвросий Медиоланский

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

Это та земля, о которой говорит Церковь в Песне Песней: Заклинаю вас, дочери Иерусалимские, силами и крепостями полевыми (LXX; Песн 2:7). Ибо это та земля, о которой и Господь говорит: и на полях предо Мною (Пс 49:11). На полях этих обретается та лоза виноградная, из которой в давильне кровь выжимается и всю землю омывает [в таинстве Евхаристии], на полях этих - то древо, под которым обретут покой святые, сладостью благодати духовной возрожденные; на полях этих - та олива плодородная, что источает елей мира Господнего; на полях этих цветут деревья граната, которые множество плодов одной оградой веры покрывают и хранят некиим объятием любви.

Об Иакове.


Поскольку мы читаем в Книге Бытия, что рай был насажен Господом Богом на Востоке и был там помещен человек, которого Бог создал, то мы уже можем отыскать Создателя этого рая. Ибо кто был в силах соорудить рай, если не Всемогущий Бог, Который сказал - и сделалось (Пс 32:9), никогда не нуждаясь в том, чему повелел появиться? Стало быть, Он насадил рай - Тот, о Ком говорит Мудрость: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф 15:13). Блаженно насаждение ангелов, блаженно насаждение святых; ибо, как поведано, святые, в которых запечатлен образ ангелов, пребудут под виноградною лозою и смоковницею (Мих 4:4) в то грядущее время, когда настанет покой.

О рае.

Сщмч. Мефодий Патарский

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к Самому Господу, а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Потому и Езекии повелено было сначала приложить себе пластырь из смокв, чтобы исцелиться, что означает плод Духа, то есть любовь, по словам апостола, который говорит: плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23), которые по причине сладости их пророк назвал смоквами. И Михей говорит: каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их (Мих 4:4). Очевидно, что прибегшие и успокоившиеся под покровом Духа и Слова не будут страшиться и бояться возмутителя сердец.

Пир десяти дев.

Прп. Ефрем Сирин

И почиет кийждо под лозою своею, и кийждо под смоковницею своею. Говоря, что всякий будет сидеть под виноградною лозою и под смоковницею своею, Пророк разумеет те блага, какие будут у Иудеев, по возвращении их из плена, и не будет устрашающаго их.

Мч. Иустин Философ

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

См. Толкование на Мих. 4:1

Блж. Иероним Стридонский

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

См. Толкование на Мих. 4:1

Блж. Августин

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

См. Толкование на Мих. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

См. Толкование на Мих. 4:1

Лактанций

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

См. Толкование на Мих. 4:1

Лопухин А.П.

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это

Под образом сидения под виноградником и смоковницей изображается мирный характер созерцаемого пророком славного будущего. - Пророчество Mих IV:1-4 в древности иудеями понималось, как предсказание о возвращении Иудеев из Вавилона. В таком же смысле, как видно из толкования блаж. Феодорита, понимали указанные стихи и некоторые толкователи. Однако большинство толкователей, каковы Иустин Муч. (Разговор с Триф. 109), Ириней (Против ересей IV, 34), Тертуллиан (Прот. иудеев гл. 3), блаж. Феодорит, Кирилл Ал., Ефрем Сир., Иоанн Злат. (на Пс 48-49) изъяснял рассматриваемые слова Михея в смысле мессианском. Подтверждая такое изъяснение, блаж. Феодорит спрашивает: «Какие народы, и близкие, и дальние, по возвращении из Вавилона, стеклись в храм иудеев, с радостью приняв закон их и возлюбив исшедшее оттуда слово? Среди каких народов или людей многих, рассудило слово сие, облачая, что сделано ими худого. И непосредственно за сим присовокупленное у пророка изобличает лживость (иудейского) толкования. Ибо по возвращении из Вавилона (как согласятся и понимающие место сие о возвращении), на иудеев ополчились со многими народами Гог и Магог, не перестали вести с ними войну все соседи, а по прошествии немногого времени постигли их бедствия от Македонян, описанные в книгах Маккавейских. Пророческое же слово обещает здесь глубокий мир». По изъяснению самого блаж. Феодорита, в IV:1-4 Михей предвещает, что евангельская проповедь пронесется до крайних пределов земли. Гора Господня, о которой говорит пророк, есть Церковь Христова, закон, имеющий изойти от Сиона, закон евангельский, Новый Завет. Употребляемые пророком образы выражают, в частности, мысль, что Ветхий Завет и Новый составляют единое целое, что Новый Завет будет дан по основе Ветхого и дан не для одного народа, а для всех. Слова пророка исполнились, впрочем не только по их существенному смыслу, но и по букве, так как с пришествием Христа Спасителя «гора Господня», гора Иерусалимская, освященная страданиями Христа, а также Его воскресением и вознесением, прославились предо всеми другими горами и явились святыней для всех народов.

Рассмотренное изречение IV-й гл. кн. Михея, за исключением ст. 4-го, находится почти в той же форме ещё у пророка Исаии, а от него заимствовано Михеем; обыкновенно обсуждается вопрос, какому собственно из двух пророков принадлежит это изречение. Вопрос этот решается различно: одни авторы полагают, что изречение о горе Господней принадлежит Исаии, а от него заимствовано Михеем; другие же предполагают обратное отношение; возможно также думать, что Исаия и Михей воспроизводят какое-либо изречение, сохранявшееся от древних времен.