Толкования на Мих. 7:12

Прп. Ефрем Сирин

Придет день времени твоего выйдти тебе из Ассрии и из укрепленных городов у народов, из Тира, от моря даже до моря и до горы Ор. Сие согласно с сказанным в другом месте: если рассеянные твои, Израиль, будут на краях небес, оттуда соберу вас, говорит Господь (Втор. 30:4). Сие действительно исполнилось на святой Церкви; ибо Господь собрал ее в день, когда явился Христос. И Пророк все время домостроительства Христова называет здесь одним днем. Церковь действительно собрана из всех народов, бывших дотоле в заблуждении, собрана со всех краев земли, со всех пределов моря, куда только ходили Апостолы проповедовать Евангелие.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, и от Египта до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы

См. Толкование на Мих. 7:8

Лопухин А.П.

В тот день придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, и от Египта до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы

B тот день придут к тебе, т. е. к Сиону или Иерусалиму, а по мнению Гоонакера, к Самарии. Комментаторы, относящие ст. 12 к Сиону, видят в нем пророчество о собрании народов на Сион по восстановлении теократии в ее чистом виде. Гоонакер же, относящий ст. 12 к Самарии, понимает его как ретроспективное указание на осаду Самарии. LXX дают в ст. 12 мысль отличную от евр. текста. Слова jom hu («в тот день») отнесены LXX-ю к концу ст. 11-го; adecha («к тебе») прочитано, как arecha («города твои»), причем добавлено слово eiV omalismon («в поравнение»); евр. leminni (от) произведено от manah (делить); отсюда в слав. т. начало стиха читается: «и гради твои приидут на поравнение (т. е. будут разрушены; сравнены с землею) и в разделение ассирийско». Подобным же образом поняты LXX-ю и дальнейшие слова ст. 12-го: и городов египетских (mazor), и от (uleminni) Египта (mazor) до реки Евфрата (ad - nahar): слово mazor, название Египта, принято в первом случаев нарицательном значении крепость (Авв II:1; Пс ХXI:21), а во втором как название города Тира; uleminni (и on), как и выше, произведено от manah, делить, и неопределенное ad - nahar (до реки), поясненное в русск. тексте именем Евфрата, пояснено LXX-ю словом SuriaV, Сирии; отсюда получилось чтение слав. текста: «и гради твои твердии в разделение от Тира даже до реки Сирския». В конце стиха в некоторых списках LХХ-ти и в слав. тексте читаются слова: дние воды и молвы, не имеющие соответствия в подлиннике; этими словами переводчики могли указать на быстроту нашествия неприятелей. Так. обр., по тексту LXX в ст. 12-м речь о разрушении городов «от моря до моря», а не о собрании народов на Сион. Блаж. Феодорит, при этом, понимает эту речь о враждебных иудеям городах; другие же комментаторы о городах иудейских (Юнгеров).