Толкования на Наум. 1:5

Свт. Кирилл Александрийский

Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней

См. Толкование на Наум 1:4

Блж. Иероним Стридонский

Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней

Можно и просто понимать это в том смысле, что при кончине мира, когда Спаситель придет в величии Своем, и горы и холмы, и мир и земля и все сотрясется. Ибо если при страдании Его солнце скрылось, камни расселись и земля потряслась (Матф. 27; Лк. 23), то тем более при славе Его все придет в смятение. В иносказательном смысле (figuraliter) под горами и холмами надлежит понимать всех, занимающих высокое положение и сильных, которые при пришествии Господа падут на землю и, будучи низвержены с трона своего, будут лежать на полу. Ибо лице… Господне на творящие злая, еже потребиши от земли память их (Псал. 33, 17). Тогда и земля содрогнется, и мир и вселенная поразятся ужасом пред лицом Господа, и это будет служить величайшим мучением и наказанием, что они не осмелятся взирать на лице Его.

Книга толкований на пророка Наума.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним

К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета (Пс XVII:8; ХСVI:4-6; Ам VIII:8; Мих I:4 и мн. др. ). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3-5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: «никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия». Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени (Быт XIX:24; Чис XI:1-3; XVI:35; 4 Цар I:10, 12; Иов I:16), равно как и наименование Бога, огнем поядающим (Втор IV:24) были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. «Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?» (блаж. Феодорит, с. 8).

См. также Толкование на Наум. 1:2