Толкования на Наум. 3:19

Свт. Кирилл Александрийский

Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя

Можно перенести самые тяжелые бедствия, если они приходят постепенно и не простираются далее надлежащего; у подвергшихся страданиям остается утешительная надежда, что они еще смогут оправиться (как бы от болезни и получить возможность жить в добром здоровье) и что они опять достигнут благополучия, после того как обстоятельства их жизни переменятся к лучшему. Но если события приводят к самому жалкому положению, тогда бедствие становится совершенно неизбежным или лучше совершенно непоправимым. Так как Ниневия это именно и испытала, то и говорит, что она сокрушена и погибла, потому что вместе с тем погибла надежда на возможность уврачевания ее и потому, что язва пришла как бы в состояние сильного воспаления и требует самого тяжелого рассечения.

Не противореча истине можно сказать, что в таком же состоянии находятся и Иерусалим, убивший Господа. Он часто подвергался ударам, когда враги нападали на него, но вслед после того употребляемы были и врачевства, потому что Бог питал сострадание к нему и смягчал нанесенный ему удар. Когда же они нагло поступили против Владыки всяческих, то он был сокрушен и пал, и не было «цельбы», по слову Пророка, и устремление постигших их несчастий осталось несмягченным. Посему блаженные пророки и говорили, уподобляя Иерусалим Вавилону: «врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в путь свой, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд» (Иер.51:9). Преступление же его до неба и грех его до высоты состоит в том, что они, как я сказал, нагло поступили не просто с кем-либо из святых, но с Владыкою святых. Что справедлив был приговор божественный, осудивший на разрушение государство Вавилонское, об этом ясно засвидетельствует то обстоятельство, что совершенно никто не выразит сомнения о нем; напротив, все будут рукоплескать и радоваться этому, и смеяться над падшим ради того, что оно подвергло других невыносимым бедствиям и притеснениям, и заставило испытать многое такое, что в особенности причиняет скорбь; ибо оно для всех было тяжело и нестерпимо и давало чувствовать жестокость свою и находящимся вдали от него.

Сказал бы я, что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова Пророка): «вси слышащии весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда»?

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя

См. Толкование на Наум. 3:18

Лопухин А.П.

Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя

См. Толкование на Наум. 3:18