Толкования на Нав. 2:20

Сщмч. Киприан Карфагенский

если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла

См. Толкование на Нав. 2:17

Ориген

если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла

См. Толкование на Нав. 2:17

Лопухин А.П.

если же [кто нас обидит, или] ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла

Дальнейшие слова кто нас обидит, или прибавлены также из славянской Библии согласно с большинством греческих списков: ἐὰν δέ τις ἡμᾶς ἀδικήσῃ; в Гекзаплах Оригена эти слова были отмечены, как излишние против еврейского текста (Field).

Гл. 3–4. Они содержат изображение одного события, ознаменованного чудесным проявлением божественного всемогущества. Сообразно с важностью события, библейский повествователь налагает его с особенной обстоятельностью и по особому плану. После указания предварительных распоряжений, касавшихся всего народа и в частности священников (III:2–6), священный писатель последовательно изображает три особые явления, которыми ознаменовался переход израильтян через Иордан. Первое относится к началу события (III:7–17), второе совершилось после перехода через Иордан народа (IV:1–4), третьим ознаменовался конец события (IV:15–24). Изображение каждого из этих знаменательных явлений начинается изложением божественного повеления (III:7–8; IV:1–3; 15–16), за чем следует передача последнего народу (III:9–13; IV:4–7; 17) и его исполнение (III:14–17; IV:8–14; 18–20), служащее вместе с тем повествованием о том, как совершилось самое событие. Заключением всего повествования служит данное самим Иисусом Навином объяснение цели, с какой увековечивается это событие, как имеющее высокую важность и для израильского народа и всех народов земли (IV:21–24). Вследствие такого раздельного наложения явлений, которыми ознаменован был переход через Иордан, библейское повествование об этом событии, как совершившемся именно при действии божественного всемогущества, отличается особенной полнотой, выразительностью и законченностью и в целом, и в частях. Но вместе с этим в нем находятся и некоторые повторения, происшедшие, можно думать, оттого, что, изображая явления одного события, библейский писатель, вследствие тесной связи одного явления с другим, при изложении предшествующего касается отчасти и того, что относится собственно к последующему (ср. III:6 с 14; III:12 с IV:2; IV:11 с 18).

См. также Толкование на Нав. 2:17