Толкования на Нав. 4:19

Ориген

И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона

Когда же они приступают к переходу через Иордан? Я заметил, что и это отмечено не без основания, но и время различается. Сказано: в десятый день первого месяца. Это тот самый день, в который было предписано таинство агнца в Египте. В десятый день первого месяца они вступают в обетованную землю. И особенно блаженным мне кажется то, что он удостаивается войти в обетованную землю в тот самый день, в который некто избежал заблуждений века, то есть в тот день, в который мы живем в этом веке. Ибо вся наша жизнь означает один день. И через эту тайну мы научаемся тому, чтобы не отлагать наши поступки и дела праведности на завтра, но торопиться исполнить все [дела] праведности сегодня, то есть пока мы живем, пока мы пребываем в мире, и таким именно образом мы сможем в десятый день первого месяца вступить в обетованную землю, то есть в блаженство совершенства.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Ст. 19-20 И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале

Народ вышел из Иордана в 10-й день первого месяца, в тот же день, в который его отцы стали приготовляться к празднованию Пасхи и вместе с тем к выходу из Египта (Исх XII:3). Первая остановка его была в местности, получившей название «Галгал» и находящейся к юго-востоку от Иерихона. Первым здесь делом Иисуса Навина было сооружение памятника из камней, вынесенных с осушенного дна Иордана. В настоящее время на небольшом расстоянии от деревни Рихи, существующей на месте Иерихона, указываются три холма, которые носят название Джельджуль, соответствующее библейскому Галгал [Проф. А. А. Олесницкий. Святая Земля, т. 2-й, с. 33.]. Евсевий и Иероним (в Onomastica Sacra, по изданию de Lagarde, стр. 126 и 233) указывают этот Галгал почти в 2 рим. милях от Иерихона. В таком приблизительно расстоянии, именно в 45 минутах пути от Рихи, находится холм, который покрыт большими камнями и носит у местных жителей название Тель Джельджуль. Около холма находятся следы бывшей стены из необработанных камней, а шагах в 80 от него находится другой холм, также с остатками стены и обломками мозаики. Исследовавший это место немецкий ученый (Чшокке) признал его за Галгал Иисуса Навина, и это мнение принимается некоторыми из западных библеистов [Riehm. Handworterbuch., с. 518.]. По свидетельству путешественников VI–VII в., на месте этого Галгала в их время существовал храм, в алтаре которого были расставлены Иорданские камни [Проф. А. А. Олесницкий. Мегалитические памятники Святой Земли. 1895 г., с. 88.].