Толкования на Нав. 5:8

Ориген

Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел

В самом деле, нам недостаточно обрезаться, но после обрезания [следует] лечиться, пока рана от обрезания не покроется рубцом. Когда же появляется рубец на ране нашего обрезания? Я думаю, что обрезаться нашим Иисусом означает лишиться пороков, отложить дурные привычки и пагубные обыкновения, мерзкие и грубые нравы и отсечь все, что отличается от правила добродетели и благочестия. Но когда мы совершили это, нас сначала некоторым образом тяготит эта новизна, и мы будто бы с неким трудом и душевной скорбью меняем вину старого обычая на новые установления. И потому вначале возникает, как я сказал, некая трудность, что мы [только] с трудом и болезненно можем лишиться первого и воспринять второе. Поэтому, как мне кажется, это именно то время, когда о нас говорится, что мы пребываем словно бы в скорби нашего обрезания, пока с появлением рубца мы не излечимся. И рубец появляется тогда, когда мы исполняем новые установления уже без труда, и для нас становится обычным делом то, что прежде казалось непривычным и трудным. И мы называемся поистине исцелившимися только тогда, когда, лишившись пороков, естественным образом применяем добродетели на деле.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал », даже до сего дня

Число необрезанных, имевших возраст от одной недели (Быт XVII:27) до 38 лет (см. объяснение к 4–5 ст.), было значительно больше числа имевших обрезание; не без основания оно определяется от 600 до 700 тысяч [Keil. Iosua, 40.]. Совершение священного обряда над таким большим числом лиц могло быть при всем том совершено быстро, в течение одного дня, т. е. 11 числа первого месяца (см. IV:19), благодаря большому числу его совершителей, которыми могли быть все обрезанные, составлявшие, как было замечено, около 300 тысяч. То, что народ беспрепятственно согласился на совершение обрезания над большей половиной своего мужского состава в незавоеванной стране, свидетельствует об ином его настроении, чем 38 лет (Чис XIV) назад — о его вере в Бога, которая и делала его достойным носить на своем теле знамение Завета. Совершение обрезания именно в Ханаане для израильского народа имело еще то значение, что этим полагался конец египетскому поношению, т. е. насмешкам со стороны египтян над израильским народом, которые состояли, как видно из молитвенных воззваний Моисея к Господу (Исх XXXII:12, 13; Чис XIV:13–16; Втор IX:29), в том, что, вышедши из Египта, он не достиг ничего лучшего, не овладел землей отцов своих и только гибнет в пустыне от гнева исповедуемого им Бога. Когда, под всесильным покровом Господа, народ вступил в Ханаанскую землю и в совершении обрезания получил залог общения с Ним и Его благоволения, поношение со стороны египтян перестало тяготеть над ним; оно «свалилось с него», как сваливается камень с горы. От этого «сваливания» или «снятия» поношения с израильтян самое место, где это произошло, получило название «Галгал», что значит «скатывание, сваливание». О месте Галгала см. IV:20.