Толкования на Нав. 9:11

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст 11-15 Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: «мы рабы ваши; итак заключите с нами союз». Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества

Иисус Навин, ещё не зная местности и её обитателей, не распознал в них обмана и не вопрошал Бога о них, но с готовностью им поверил. Вот, столь свята была в те времена их вера, что они не верили в возможность обмана. Кто обвинит святых за то, что они относились к другим людям, исходя из своих чувств и считая, что никто не станет лгать, потому что самим им подруга - истина? Они и не знают, что такое обман, они охотно верят, что другие люди - такие же, как они сами, и не могут подозревать, что они совсем другие. Вот, Соломон говорит: Глупый верит всякому слову (Притч 14:15). Не следует упрекать его за готовность [поверить], достойна похвалы его добропорядочность. Быть невинным - значит не знать о том, что может принести вред: и если его обманывают, он всё же продолжает хорошо думать о других, потому что считает, что во всех пребывает вера.

Об обязанностях священнослужителей.