Толкования на Нав. 13:1

Ориген

Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много

Те, кто еще прежде нас исследовал Писание, заметили, что старейшины и старцы названы так не потому, что они прожили долгую жизнь, но украшаются этим именем за зрелость ума и достопочтенную жизнь, особенно когда о старейшине добавляется вот это следующее слово: вошел в лета преклонные. Ибо если старейшина или старец должны так именоваться за продолжительность жизни, то насколько более следовало назвать этим именем другого, например, Адама, Мафусала или Ноя, о которых сообщается, что они прожили в этом мире гораздо больше лет, нежели прочие? Но давайте посмотрим теперь, что никто из них не назван в Писании старейшиной или старцем, но первым называется старейшиной или старцем Авраам, который прожил намного более короткую по времени жизнь. Также и Моисею сказано Господом: Я избираю для тебя из всего народа старейшин, которых ты знаешь, что они старейшины. Но также заметь, слушатель, что во всем Писании, где бы ты ни нашел это название «старец» и «преисполненный дней», оно [не] прилагается ни к одному грешнику.


Верно ли мы учим, что сказанное об Иисусе [Навине] относится также и к нашему Господу и Спасителю, Который понимается как старейшина и старец, вошедший в преклонные лета, поскольку Он Сам есть начало, перворожденный всякого творения? Возможно, поэтому Он Единственный верно и справедливо называется старейшиной, прежде Которого никого нет. Итак, хотя в Писании есть те, кто называются старейшинами, или старцами, или первосвященниками, тем не менее Господь Иисус - среди первосвященников Начальник первосвященников и среди пастырей - Начальник пастырей, и следует думать, что и среди старейшин и старцев Он - Начальник старейшин и среди епископов - Начальник епископов, и следует верить, что Спаситель - первый и Начальник во всяком достославном имени, потому что Он Сам есть Глава всего.


Следуй за мной, слушатель, через тонкие значения слова, и я покажу тебе, каким образом Иисус второй раз захватывает эту землю, о которой говорится ныне, что она в изобилии оставлена Иисусу. Послушай, что говорит о нем Павел: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор 15:25). Итак, это есть земля, о которой говорится ныне, что она в изобилии оставлена, пока совершенно все не будут подложены под ноги Его и через это Он не получит всех в наследие. И сия земля, как сказано, остается: все округи Филистимские, и многое другое, о чем говорится далее. Многое уцелело, насколько это видно в наши времена, и мы видим, что оно еще не положено под ноги Иисуса, Который непременно должен овладеть всем. <…> Поэтому известно, что во время второго пришествия Иисус овладеет этой многой землей, которая остается, но блаженны те, кто покорился во время Его первого пришествия. Ибо они поистине будут любезны [Ему]; противостав многим врагам и ополчившись на многих недругов, они войной и оружием получают наследие земли обетованной.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много

Как вступление в Ханаанскую землю (I:2), так и передача ее израильскому народу совершается по особому божественному повелению. На преклонный возраст Иисуса Навина, имевшего уже, как можно думать, лет 85 (XIV:10), Господь указывает, как на причину, вызвавшую это повеление. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания (2–6), приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли (7). Слово преклонные прибавлено русскими переводчиками для большей выразительности.