Толкования на Ос. 2:1

Свт. Кирилл Александрийский

Рцыте брату своему: людие мои, и сестре своей: помилованная

К прежде сказанному необходимо присоединяет и это. После того, как сказал, что все будут под одною властью, при отсутствии всякого разделения и разномыслия, напротив при господстве единодушия и при соединении всех верою во Христа, в единство духовное, Дух, наконец, должен был дать повеление уже обогатившимся верою и подчинившимся Христу — не удаляться более от миролюбия с теми, которые справедливо названы: людие мои и помилованная.

Как скоро Израиль однажды принят (Богом) и получил крещение и подчинился Христу, то свойственно ли было призванным к братству одним духом сыноположения — иметь еще разномыслие, а не наоборот — пребывать в единомыслии? Итак, говорит, вы, просвещенные верою во Христа и получившие славу истинного сыновства (Богу) брату вашему, некогда справедливо названному: не людие мои, скажите наконец: людие мои, — и сестре вашей: непомилованной скажите: помилованная. И действительно: подданным народам необходимо быть единомысленным с Владыкою и призванным благодатью к единению иметь одинаковое с Отцом желание, — даже более — радоваться тому, что спасен останок Израиля и что вследствие своей великой непокорности древле отверженные ныне сделались приятными и, наконец, освященными во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Рцыте братиям своим: людие мои, а не как они названы: не людие мои. И сестрам своим: помилованныя, а не как они названы: непомилованныя. Смотри, как переменяются имена: Судия по правде Своей дал имена позорные; но благость Отца по щедротам Своим изглаждает их.

Блж. Иероним Стридонский

Говорите братьям вашим: Мой народ, и сестрам вашим: Помилованная

Ибо велик день Иезраеля, в который Иуда и Израиль будут иметь одного князя, и не будут говорить Израилю: не Мой народ, но наоборот, будут называться сынами Бога живого. Поэтому вы, люди из колена Иудина, не отчаивайтесь в спасении десяти колен, но ежедневно и чрез беседы, и чрез молитвы и письменно призывайте их к покаянию, ибо брат ваш и сестра называются „брат» потому, что им говорится: Мой народ, и «сестра» потому, что они называются помилованная. Иначе: вы, верующие во Христа и происходящие как из иудеев, так из язычников, говорите ветвям сломанным и прежнему народу, который был оставлен: мой народ, потому что это брат твой, и помилованная, потому что эта сестра твои. Ибо когда войдет полное число язычников, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11, 25), (Рим. 11, 26). Тоже самое заповедуется нам для того, чтобы мы не отчаивались в язычниках, но чтобы призывали их к покаянию и желали спасения их по родственному расположению к ним.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная»

Ст. 1 по своему содержанию относится к концу предшествующей главы и содержит утешительное обетование о том, что Израилю возвращена будет милость Божия. Говорите: пророк созерцает народ помилованный Богом и требует от его сочленов, чтобы от обращались друг к другу с новыми именами (ammi - Мой народ, ruchamah - Помилованная), которые даны им Богом. Содержащееся в конце 1-й гл. (ст. 10 и 11) и в начале 11-й предвозвещение пророка о предстоящем изменении судьбы Израиля отчасти исполнилось в факте возвращения из Вавилонского плена, когда под главенством потомка Давидова Зоровавеля остатки десятиколенного царства соединились с Иудеями. Но взор пророка, очевидно, проникает в рассматриваемых стихах и в более отдаленное будущее, и здесь именно пророк ожидает исполнения своих предсказаний. Число сынов Израилевых, стало как песок морской только тогда, когда явился Израиль по духу, когда в Церковь Христову стали вступать все уверовавшие во Христа. Слова пророка: там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» во всей полноте осуществилось только тогда, когда сынами Божиими стали и язычники, через вступление в Церковь. Поэтому Ап. Петр (1 Пет II:10) и Павел (Рим IX:26) и приводят слова пророка Осии I:10 как пророчество о призвании язычников к богосыновству во Христе.