Толкования на Ос. 2:5

Свт. Кирилл Александрийский

Рече бо: пойду в след похотников моих, дающих мне хлебы моя, и воду мою, и ризы моя, и плащаницы моя, и масло мое, и вся, елика мне достоят

Похотниками ее называет нечистых демонов, с которыми, можно сказать, и совершалось любодеяние. Ибо следовать их хотениям и исполнять угодное им, это, думаю, и значит сладострастно предаваться грехам, жить постыдно и преисполниться крайним злом и как бы порождать всякий вид нечистоты. Посему как те, которые рождают божественный страх, восклицают к Богу: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего на земли (Иса. 26, 18); так и у тех, которые подчиняются похотям демонов, душа скоро наполняется всяким нечестием, они отступают от божественных законов и делаются рачителями всяческого зла. Итак лукавые и преступные отступники демоны суть похотники тех, которые продались нечестию. Кто будет угождать им, как богам, тот будет совершать ужасное нечестие: ибо он приносит им в жертву, что имеет, часто чтит их похвалами, приносит им благодарственные жертвы, оставив единого и истинного Бога. Который подает необходимое для жизни, облекает нас благодатью как бы некоторыми одеждами, осеняет ум и сердце наше высшею помощью, утучняет как бы елеем, питает хлебом духовным для жизни славной и нескончаемой и напаяет нас водою животворящею для духовного благосостояния. Но кто впал в нечестие, как без сомнения это случилось и с блудной синагогою, тот, говорит, должен следовать своим похотникам, приносить им благодарственные жертвы и думать, что от них получает и пищу и одежду. Это, думаю. и означают слова: рече бо: поиду в след похотников моих, дающих мне хлебы моя, и воду мою, и ризы моя, и плащаницы моя, и масло мое, и вся, елика мне достоят. Мудрые же и добрые и знаемые и близкие Богу Ему только одному усвояли подаяние и сообщение благ небесных и земных. Они скажут и весьма мудро: еда есть во изваянных языческих, иже дождит? или небеса могут дати влагу свою? не ты ли еси Господи Боже наш? и пождем тебе Господи, ты бо сотворил еси вся сия (Иер. 14, 22), и воскликнут с самим божественным Давидом: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю (Псал. 64, 10).

См. Толкование на Ос. 2:3

Толкование на пророка Осию.

Блж. Августин

Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки»

Что же это за жена-блудница, о которой пишет пророк Осия и которая говорит: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2:5), и все, что мне необходимо? Можно отнести все это к падшему роду иудейскому. Но кому иному подобны лжехристиане - то есть все еретики и схизматики, - как не лжеиудеям?


[Это сказано,] чтобы они не думали, что учение, которое несут совратители, здраво и соответствует истине - учение, которым они совращают ко лжи своих догматов и своих споров. Итак, да не подумают, что это у них верно и здраво. И тут же добавлено: А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала (Ос 2:8).

О крещении.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки

См. Толкование на Ос. 2:4

Лопухин А.П.

Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки»

Причина уклонения матери - Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и вcе необходимое. Вместо слов шерсть и лен в слав. с греч. «ризы моя и плащаницы моя».