Толкования на Ос. 4:6

Свт. Кирилл Александрийский

Уподобишася людие Мои аки не имуще умения: яко ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне, и забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя

См. Толкование на Ос. 4:3

Прп. Ефрем Сирин

Яко ты ведение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, не жречествовати. Пророк разумеет сынов Ефремовых, которые изобрели и ввели у братий своих служение тельцам, и говорит, что Господь отвергнет их, еже не жречествовати. И это постигло Ефремлян и союзные с ними колена в скором времени, когда Господь преселил их из земли их, отнял у них чин священства, соделал для них невозможным всякое священно служение. Из слов Пророка можно также заключать, что говорит он и об Иудеях. Священство соделалось как бы их собственностью с того времени, как построен храм иерусалимский, и сыны Левиины, изгнанные Иеровоамом из владений его, к ним собрались и у них нашли себе убежище, там, по чину, отправляли свое служение, и за оное требовали у народа должных приношений. Посему вероятно, что слова: отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати - относятся к Сомнану, первосвященнику дома Иудина. Сему нечестивцу, как написал Исаия, говорит Господь: лишу тебя чести твоей, и извергну от степене твоего (Ис.22:19).

Прп. Никодим Святогорец

<…> Ты, будущий духовник, должен хорошо знать и таинство покаяния. Оно является ближайшим предметом, которым ты будешь заниматься. Также ты должен знать и части покаяния, которыми являются сокрушение, исповедь и удовлетворение. Но более уместным мы рассудили написать это в «Совете кающемуся», прочти там.

Итак, если ты хорошо знаешь то, что мы сказали до сей поры, то можешь предпринимать духовное руководство, обладая и тем, что мы скажем тебе в следующей восьмой главе. Если же сознаешь себя недостаточным и неспособным к такому знанию, то, ради Господа, остерегайся становиться духовником. Во-первых, потому что, не имея необходимого для этого знания, ты, вместо того, чтобы стать врачом, станешь убийцей стольких и стольких душ. А ведь всего лишь одна душа дороже всего мира. Вместе с тем ты станешь убийцей и своей собственной души. Во-вторых, потому что Господь без такого знания не принимает тебя не только для того, чтобы ты стал духовником, но даже и священником. Ибо так Он говорит через Осию: «Ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне». И не поможет тебе то, что ты говоришь, что для этого был испытан архиереем. Ибо испытание архиерея предполагает, что ты сам обладаешь таким знанием, а не он тебе дает его. Он не даст тебе глаза для зрения, если ты слеп.

Руководство к исповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих

См. Толкования на Ос. 4:4

Лопухин А.П.

Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих

По ст. 6-му гибель постигнет народ за недостаток знания о Боге и за нежелание почерпнуть это знание из источника боговедения - закона, за отвержение закона. Вместо рус. истреблен будет народ Мой в слав. читается: «уподобишася людие Мои». Последнее чтение возникло потому, что LXX ошибочно евр. гл. nidmu производили как в ст. 5, от корня damah в значении уподобляться.