Толкования на Ос. 4:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 Грехи людий Моих снедят и в неправдах их возмут душы их. И будет якоже людие, тако и жрец: и отмщу на них пути их, и умышления их воздам им

Изложив причины гнева на толпу, сводит речь к священному чину. Этой речи, как я думаю, вполне соответствует только что сказанное нам: «славу их в безчестие положу», потому что славою синагоги иудейской служит род священный и избранный. Итак, покроется, говорит, он бесчестием и перейдет к бесславию. По какой причине? – Потому, что, пренебрегши тем, что им было наиболее прилично, уклонилось к отступлению, не соблюли своего начальства, не познали образа священнослужения, не уразумели, что они «грехи людей Моих снедят, и в неправдах их возмут душы их». Так как речь отличается величайшею неясностью, то мы попробуем, насколько возможно, разъяснить, как ее следует понимать. За грех умерщвляли козла от коз; по этой причине и жертва называлась «грехом». Приводя к жертвеннику козла, священники тех времен внутренности и тук возносили, а прочее съедали сами по повелению божественного закона. Таким образом, священник является как бы посредником между Богом и людьми, принимая приношения от народа и делясь «со олтарем», как написано (1 Кор. 9:13), а самого себя как бы священнодействуя за грехи народа, точно так же, как и Господь наш Иисус Христос. В доказательство того, что я говорю правду, приведу самый закон о козле. Он читается так: «и козла, иже греха ради, взыскуя взыска Моисей: и сей сожжен бяше, и разгневася Моисей на Елеазара и Ифамара, сыны Аарони оставшыяся, глаголя: почто не снедосте на месте святе еже греха ради, яко святая святых суть, сие даде вам ясти: да отъимете грех сонма, и помолитеся о них пред Господем» (Лев.10:16-17). Смотри, как предстоящие божественному жертвеннику, вкушая от жертвы за грех, являются ходатаями, чистейшими молитвами смягчают гнев на согрешивших и едва не возносят Богу в воню благоухания собственную жизнь за прегрешения народа, как например божественный Аарон, когда началось поражение в народе; об этом написано так: взяв кадильницу и возложив фимиама, «ста, – говорит, – между мертвыми и живыми, и преста пагуба» (Чис. 16:47-48). Так и блаженный Моисей, когда Израильтяне в пустыне сделали тельца, ходатайствуя, умолял Бога и самого себя как бы предлагал для наказания, взывая и говоря: «аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32:32). Итак, «снедят грехи людей моих», то есть жертвы, приносимые за грех. «И в неправдах их», то есть во время неправды их, очевидно Израильтян или народа. « Возмут они души» свои – вместо: принесут Богу. Боговдохновенное Писание пользуется употребительным в подобных случаях речением, потому что о приносимом Богу и приготовленном в жертву говорилось, что оно «взимается» (берется, λαμβάνεσθαι). И речение это, как я только что сказал, в подобных случаях весьма употребительно. Так, в Числах Бог, установляя закон о рыжей юнице, говорил посреднику откровения Моисею: «се расположение закона, елика заповеда Господь, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и да возмут (λαβέτωσαν) к тебе юницу рыжу непорочну»(Чис. 19:2). Слышишь: «да возмут», то есть да предложат, да приведут. И опять: о прокаженном, которому подлежит очиститься, говорит следующее: «и изыдет жрец вне полка, и узрит жрец, и се исцеле язва прокажения от прокаженнаго: и повелит жрец, да возмут очищенному два птичища жива чиста» (Лев. 14:3-4). Когда говорит о священниках: «возмут» (λήφονται), то, конечно, это слово понимается в смысле: «принесут».

Итак, во время неправд, конечно – народа, они «возмут», то есть принесут в жертву и в благоухание духовное Богу свои души, – очевидно тем, что будут вести себя исправно, проводить жизнь добропорядочную и, насколько возможно, стараться мыслить и действовать, как прилично священникам. Таковый сможет спасти людей, оскорбивших Бога и нарушивших закон. Но, говорит, приставленные к этому вместе с прочими пали; посему, и справедливо, не будет священнодействий, прекратится святой и чтимый род: «и будет якоже людие, тако и жрец», т. е. уже не будет более различия между народом и жрецом. К этому же относились слова: «славу их в безчестие положу»

Путями, как следует предполагать, называет образ действий, а умышлениями — прегрешения, зависящие от нелепых помыслов. Так как, говорит, он (народ Израильский) не пошел правым путем, удалился от прямой дороги и последовав стезею всякого нечестия, помышлял о самом постыдном и отвратительном, а Бога всяческих не чтил и уклонился к идолослужению, то и «отмщу» на нем, то есть назначу соразмерное грехам наказание. А что удаляющихся от любви к Богу всегда и во всем достигали всякие бедствия, — в этом возможно ли сомневаться? — Он (народ израильский) не следовал путем прямым и безупречным и никогда не рассуждал благоразумно, не имея содействующей ему божественной премудрости и силы.

Толкование на пророка Осию.

Свт. Климент Александрийский

Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их

За грех умерщвляли козла от коз; по этой причине и жертва называлась грехом. Приводя к жертвеннику козла, священники тех времен внутренности и тук возносили, а прочее съедали сами по повелению божественного закона. <…> Итак, грехами народа Моего кормятся, - то есть жертвами, приносимыми за грех.

Комментарии на малых пророков.

Блж. Иероним Стридонский

Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их

Ибо грехи народа Моего съедают священники, о которых написано: съедающие народ мой, как едят хлеб (Пс 13:4). Съедают же они грехи народа Моего, сочувствуя преступлениям виновных, потому что, видя их согрешающими, они не только не обличают их, но восхваляют и превозносят, и прославляют их, как блаженных.

Комментарии на малых пророков.


См. Толкования на Ос. 4:7

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Ориген

Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их

Эта речь есть нечто большее - если только вы захотите услышать. Что есть жертва, которая приносится за грехи, и есть Святая Святых, как не Единородный Сын Божий, Господь мой Иисус Христос? Он Сам, и только Он, есть жертва за грехи, Он Сам - жертва, Святая Святых. Но, когда Писание добавляет: совершающий жертву, должен есть ее (Лев 6:26), - это кажется трудным для понимания. Ибо то, что, как говорится здесь, съедается, по видимости относится ко грехам; ибо и в другом месте пророк говорит о священниках, что грехами народа Моего кормятся они (Лев 6:26). Так что и здесь он показывает, что священник должен есть грехи приносящего жертву. Мы часто показывали на основании божественного Писания, что Христос - и жертва, которая приносится за грехи мира, и Священник, жертву приносящий.

Гомилии на Книгу Левит.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его.

Речь пророка в ст. 8 обращается к священникам грехами народа Моего они кормятся, т. е. кормятся жертвами за грехи народа (Лев VI:26, 10, 17). Поэтому они желают увеличения числа грехов, так как вместе с этим возрастает число жертв за грехи. Но так как священники не отличаются по своей жизни от народа, то их постигнет и наказание, одинаковое с народом.