Толкования на Ос. 5:5

Свт. Кирилл Александрийский

И смирится укоризна Израилева в лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними

Укоризною называет здесь проклятое высокомерие, ибо укорителем бывает гордец. Итак, смирится, говорит, гордость Израиля, когда он, и весьма законно, испытает нечто такое, что сделает его смиренным, жалким, униженным, не имеющим богодарованных преимуществ и лишенным самой даже ниспосланной им свыше и унаследованной от предков свободы. Выражение же «укоризна обратится в лице ему», нужно понимать так, что бесчестие всякого рода будет подобно как бы ударам по лицу. «Изнемогут», говорит, Израильтяне вместе с Иудою, потому что некогда цари Сирии и Персов, опустошив Самарию, не оставили неприкосновенным и Иуду, но присоединили к городам израильским некоторые, принадлежавшие Иуде и Вениамину. А что несомненно виновниками всяких несчастий были для них нечестие по отношению к Богу и гордость, научает, говоря, что недуг немощи постигнет их не за что другое, но только за то, что они «изнемогут в неправдах своих». Следовательно богопочтение, поистине, дело полезное и драгоценное, потому что при помощи его является возможность побеждать народы и сила совершить все с легкостью, – и истинно говорил Спаситель, что «без мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5); поет в одном месте и Давид, выражая правую мысль: «крепость моя и пение мое Господь» (Пс. 117:14).

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

И высокомерие Израиля будет говорить против них; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними

Слово gаоn LXХ и Симмах переводят: укоризна (injuriа), а Акила и Федотион: высокомерие. Таким образом все то, что делал Израиль, или с высокомерием относясь в Господу, или чествуя, в укоризну Творцу, идолов, будет говорить против него, чтобы он не остался безнаказанным, но чтобы смирились укоризны его и чтобы народ и цари одинаково пали или ослабели от нечестия своего, так что те, которые были сильными в преступлениях, сделаются слабыми и будут вынуждены снова обратиться к Господу. И не только с Ефремом и Израилем, то есть с десятью коленами и царями их, произойдет это, так что они будут отведены в плен; но также Иуда, то есть два колена, царствовавшие в Иерусалиме, пойдут по стопам пленников, так что коим они подражали в преступлениях, тем будут подражать и в наказании. Еретики имеют матерью своего нечестия высокомерие, потому что они постоянно хвастаются высшим знанием и неистовствуют в своих укоризнах против Церкви. Но изнеможет высокомерие их, и одинаково падут как народ, так учители, а также и Иуда, который по-видимому находится в доме Божием, но пребывает в Церкви не духом, а телом, и, сходясь в воззрениях с еретиками, разделяет их заблуждения; он тщетно выставляет ручательством имя Церкви, потому что и он будет наказан вместе с еретиками. Ясное мы опускаем, чтобы остановиться на более темном.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними

Слав. текст: «и смирится укоризна Израилева». Kai tapeinwqhsetai h ubriV, унижена будет гордость Израиля.