Толкования на Ос. 5:10

Свт. Кирилл Александрийский

Быша князи Иудины яко прелагающе пределы: на ня излию яко воду гнев Мой

Это же самое прикровенно обозначают слова: «ужасеся Вениамин». Стали, говорит, подобны «прелагающим пределы» и желающим преступать древние узаконения, потому что те, которые приличное только Богу и справедливо Ему воздаваемое, разумею – любовь, честь, поклонение, переносят на других, покланяясь ли солнцу, или луне и звездам, во всяком случае делают не что иное, как «прелагают пределы». А что приличествующую Богу славу Иуда или Вениамин воздавали солнцу, луне и звездам, ясно можно видеть из слов Бога к пророку Иеремии: «еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных, и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают мя» (Иер.7:17-18). Пределы же прелагали начальники колена Иудина, то есть облеченные верховным и царственным саном, и за их заблуждениями естественно было следовать подобной стаду толпе. Но, говорит, как воду стремительную «излию на ня гнев мой», ибо последствия гнева божественного неизбежны, непреклонны и непреоборимы точно так же, как неудержим большой и обильный поток воды.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-12 Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных. И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина

Как моль съедает одежды и гнилость или червоточина разрушает дерево - и как то и другое происходит в течение долгого времени, - так Бог для десяти колен после того, как они собирали себе гнев на день гнева (Рим 2:5) в течение того продолжительного периода времени, которое Он дал им для покаяния и в которое призывал их к спасению, делается как бы молью и гнилостью.

Комментарии на малых пророков.


Князья Иудины стали подобны присвояющим межи; изолью на них гнев Мой, как воду

По отведению Ефрема и Израиля в плен и по обращении земли их в пустыню, князья Иудины, которые должны были плакать и увещать свой народ в удалению от идолослужения, чтобы и самим не подвергнуться подобной участи, начали радоваться и веселиться; потому что им представилась возможность к расширению владений чрез землю пленников, и они стали подобны присвояющим межи, переходя за свои границы и желая расширить свои владения в местах, принадлежавших некогда Израилю. Поэтому Господь говорит: и против самых князей Иуды придут вавилоняне и, подобно внезапному наводнению, поглотят их не своею силою, а вследствие гнева Моего. Он говорит также князьям Иуды, то есть Церкви, что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их. Поэтому и апостол Павел внушает чадам Церкви, что они не должны превозноситься пред отломленными ветвями иудейскими, но скорее опасаться, не будут ли и сами они отломлены (Рим. гл. 11). И в другом месте он говорит: кто соблазняется и аз не разжизаюся (2Кор. 11, 29). Поэтому на таких князей, которые радуются злоключениям других и падение других признают доказательством своей устойчивости, Господь изольет гнев Свой, как воду. Вместо гнева LХХ перевели ὅρημα то есть поток (imреtum), и некоторые полагают, что это должно понимать в смысле благословения, согласно с тем, что мы читаем в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Псал. 15, 5). Но лучше следует разуметь (как перевели все, кроме LХХ) гнев, тем более, что и слово изливать соответствует гневу, как видно из слов пророка к Господу: пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их (Псал. 68, 25). Князья Иуды изменяют границы, установленные отцами их, когда истину заменяют ложью и проповедуют не то учение, которое приняли от апостолов.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду.

Ср. Втор XIX:14; XXVII:17. Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, - частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки.