Толкования на Ос. 6:10

Свт. Кирилл Александрийский

В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда

См. Толкование на Ос. 6:7

Прп. Ефрем Сирин

Тамо блужение Ефремово, и осквернися Исраиль. И когда надлежало подвергнуть их тяжкому наказанию, священники не сделали им и легкой укоризны.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10–11 В доме Израиля Я видел ужасное; там блудодеяния у Ефрема, осквернился Израиль. Но и ты, Иуда, приготовься (роnе) к жатве у тебя, когда Я возвращу плен народа Моего

Об этом преступлении и сильном ужасе и Иеремия говорит: ужасеся небо о сем и вострепета попремногу зело земля (Иерем. 2, 12). Ибо что ужаснее, нежели внезапный переход десяти колен к идолослужению? Поэтому к главному городу их говорится, удали тельца твоего, Самария, в которой первый стал блудодействовать Ефрем, то есть Иеровоам из колена Ефремова, и чрез блудодейство его осквернился Израиль, то есть народ, который, как составляющий большую часть, получил общее [для всех колен] имя Израиля. Потом речь обращается также к Иуде: также и ты, Иуда, приготовься к жатве у тебя. Смысл же этого следующий: не считай себя находящимся в безопасности, потому что по истечении непродолжительного времени ты будешь отведен в плен в Вавилон и настанет время твоей жатвы. Но когда халдеи соберут у тебя жатву (te messuerint), Я снова возвращу плен народа Моего и при Кире, царе персидском, и Артаксерксе назад отведу народ Мой. И заметь, с какою ясностию вместе с пленением предрекается также возвращение Иуды; относительно же Израиля, то есть десяти колен, и теперь умолчано, и если когда возвещается ему что-либо благоприятное, то это отлагается до пришествия Христова. В доме еретиков мы ежедневно видим ужасное; сначала блудодействуют учители, а затем оскверняется обманываемый ими народ. Также и Иуде, то есть Церкви, повелевается, по причине грехов, приготовиться к жатве или обиранию винограда, когда настанет время суда. Но он получает прощение и Господь обещает ему помилование, потому что егоже любит [Господь], наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6), чтобы после испытания и очищения взять в житницы Свои. Некоторые истолковывают в хорошую сторону слова: Иуда, начни обирание винограда у себя или приготовься к жатве у тебя в том смысле, что, после наказания Израиля, он [Иуда] получит плоды дел своих согласно с написанным: сеющии слезами радостию пожнут (Псал. 125, 5). Но я предпочитаю первое объяснение.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль

B ст. 10 речь о преступлениях Ефрема - Израиля: стоящее в конце ст. в слав. т. слово Иуда должно быть отнесено к следующему стиху.