Толкования на Ос. 7:11

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 И бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их

Опять надо напомнить о том, что написано в четвертой книге Царств (Цар. 17); ибо таким образом мы легко уразумеем смысл предложенных слов. Осия, сын Илы, воцарился в Самарии над Израилем. Ассириянин Саламанассар прислал к нему вестников, самовластно требуя от него обычных даров и как бы желая наложить дань на Израиля. Но Осия отказался от рабства и приготовился к сопротивлению на тот случай, если бы Ассирияне захотели нанести войну Израилю. Потом отправил послов к Сигору, царю Египетскому, прося у него помощи; ибо он думал, что в союзе с ним одолеет Ассириян. Но Ассириянин, весьма оскорбленный этим, предпринимает войну против Израиля. Затем сделался рабом его Осия, а вместе с ним плененный и сам Израиль переселен был из Самарии. Итак Ефрем оказался самым неразумным голубем, имеющим простоту не на пользу себе. Так и Христос говорит: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10:16): ибо простота нравов и чистый ум по справедливости заслуживают всякого одобрения. При отсутствии же благоразумия простота гибельна и есть нечто иное, как глупость. Итак Ефрем безумен; как или каким образом? Он призывал Египтян на помощь, но пошел в качестве пленника к Ассириянам, когда Сигор оказался не в состоянии подать помощь. Потом не лучше ли было ему искать защиты не у людей, но вышней и неодолимой? Посему Бог всяческих устами Исаии и говорил: «горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы» (Ис. 31:1). А что не без воли Божией ослабела рука помогающих им, – показал говоря, что тех, которые пойдут, изловит их наподобие пташек, накидывая на них как бы сеть или силок и не позволяя им превозноситься, но низводя их как бы с высоты на землю, то есть, из состояния слишком горделивого и надменного – в расположение духа, отличающееся скромностью и умеренностью, и приличное тем, которые подпали под власть врагов. Потом говорит, что «накажу я в слух скорбения их», желая, как я думаю, выразить этим следующее. Молва об имеющем совершиться предшествовала самому событию и страшный слух приводил в ужас живущих в Самарии. Итак они были вразумляемы, слыша о бедствии, еще не постигшем их. И если бы они были мудры, то даже и этого было бы достаточно для их обращения. Но будучи крайне бесчувственными и имея душу жестокую, нечувствительную и сильно страждущую непокорностью, они не вразумились и самым событием.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

И бяше Ефрем, яко голубь безумный, не имый сердца. Он не скорбел о своих чадах, влекомых на жертву. Так два с половиною колена, жившие за Иорданом, были отведены, и Ефремляне не вразумились и не познали Господа, своего Спасителя.

Блж. Иероним Стридонский

И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию

Спрашивается: почему Ефрем сравнивается с голубем, а не с другими птицами? Другие птицы спешат защищать своих птенцов даже с опасностью для собственной жизни, и когда они видят, что к гнезду их приближается ястреб, змея, ворон или ворона, то летают сюда и туда, кусают себя, терзают когтями и выражают родительскую скорбь жалобными звуками. Один голубь не скорбит о похищенных птенцах и не разыскивает их. Поэтому справедливо сравнивается с ним Ефрем, который не обращал внимания на разорение народа по частям и не заботился о своем спасении.

Комментарии на малых пророков.


Ст. 11–12 И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию. Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их

Господь заповедал в Евангелии (Матф. 10, 16), чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии, чтобы, подражая простоте голубей и мудрости змии, мы и другим не могли наносить вред и сами не подвергались козням со стороны других, но чтобы вследствие простоты и мудрости мы представляли из себя человека свободного от крайностей, потому что мудрость без доброты есть злостность, а простота без разумности называется глупостью. Итак, Ефрем стал, как голубь, легко обольщаемый, что́ по-еврейски называется рhotha; Акила и Симмах перевели θελγομνεη и ὰπατωμε῀νη, то есть приманиваемый и обольщаемый, а LХХ: бессмысленный и неразумней, потому что бывает также и мудрым голубь, о котором говорится в Псалмах: кто даст ми крыле, яко голубине! и полещу и почию (Псал. 54, 7). Его криле посребрене и междорамия его в блещании злата (Псал. 67, 14). Но Ефрем, как голубь неразумный и не имеющий сердца, оказывается настолько бессмысленным, что, позвав египтян, пошел в Ассирию. Ибо он умолял египтян о помощи, и он же был уведен в плен ассириянами. Египет – это тростниковый жезл, и если кто будет опираться на него, то тотчас сломить его, и сломившись и разбившись он проколет руку опирающегося. И чтобы показать, что, переменяя места, мы не можем укрыться от взоров Божиих, но всегда находимся во власти Его, Бог говорит: когда они пойдут в Ассирию, Я и там раскину сеть Мою, и если они поднимутся вверх, как птицы, то и оттуда низвергну их. Низвергну же их не для погибели, а для того, чтобы наказать их, как детей, и накажу Я не чрез тяжкие наказания, а страхом, чтобы они, слыша о предстоящих66 наказаниях, исправились вследствие одного страха. Спрашивается: почему Ефрем сравнивается с голубем, а не с другими птицами? Другие птицы спешат защищать своих птенцов даже с опасностию для собственной жизни, и когда они видят, что к гнезду их приближается ястреб, змея, ворон или ворона, то летают сюда и туда, кусают себя, терзают когтями и выражают родительскую скорбь жалобными звуками; один голубь не скорбит о похищенных птенцах и не разыскивает ихь. Поэтому справедливо сравнивается с ним Ефрем, который не обращал внимания на разорение народа по частям и не заботился о своем спасении. Слова же: накажу их, как слышало собрание их, могут означать следующее: так как все они по общему согласию делали идолов, то равным образом все они и подвергнутся опустошению вследствие Моего гнева. Учителей ложных учений, которые оставили мудрость, Христа, и удалились из Церкви, справедливо мы можем назвать неразумным и глупым голубем; так как они пожелали земного, то были преданы ассириянам и, когда удалились из Церкви, Господь раскинул на них сеть Свою, сплетенную из свидетельств Писаний и искусного слова мудрости, чтобы тех, кои возносятся против мудрости Божией и летают высоко, подобно птицам, низвергнуть вниз и наказать чрез объявление об угрожающих наказаниях, и чтобы таким образом они исправились, а не погибли на веки.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию

Пророк порицает ложную политику Израильского царства. Он сравнивает Израиля с голубем, который, в поисках пищи, по неразумению бросается в расставленные сети. Подобно голубю, и Израиль, вместо того, чтобы искать помощи у Бога, ищет ее там, откуда угрожает ему гибель, - у Египтян и Ассириян.