Толкования на Ос. 8:4

Свт. Иоанн Златоуст

Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель

Послушай, в чем Он укоряет иудеев: делают, говорит Он, совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему (Ис 30:1). Таково свойство любящих: они желают, чтобы через них совершались все дела любимых ими и чтобы без них те ничего и не делали, и не говорили. Потому и Бог, не только здесь, но и в другом месте, укоряя иудеев в том самом, сказал: Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома (Ос 8:4).

К народу антиохийскому.

Свт. Григорий Двоеслов

Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель

Кто, по здравом рассуждении, скажет, что Господь делает то, чего не знает? Но поскольку для Бога знать - значит одобрять, то не знать - значит не одобрять. <…> Удивительным образом Господь и делает лицемеров царями, и не знает об этом: делает, попуская, и не знает, отвергая. Поэтому необходимо в отношении всего, что в этой жизни страстно желаемо, чтобы прежде было распознано внутреннее желание. Когда слух человеческого сердца стремится воспринять его, то становится известно, что оно звучит не в словах, а в делах. Следовательно, когда предлагается место властителя, необходимо всякому прежде в себе исследовать, соответствует ли жизнь месту и согласно ли действие с честью, чтобы после праведный Владыка всех не остался глух к молитве в мучении, потому что без внимания также и само вступление в должность, которое явилось источником этого мучения.

Моралии на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

Сами себе царя поставиша, а не Мною началствоваша, и и не явиша Ми: от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся

Отрицается от царства Иеровоамова и от царствовавших после него над Израилем в Самарии, хотя Сам ясно сказал: «яко от Мене бысть глагол сей» (3 Цар. 12:24), и самому Соломону, последовавшему заблуждениям иноземных жен и посвятившему капища и жертвенники их божествам, угрожал, говоря: «раздеру царство твое из руку твоею, и дам е рабу твоему» (3 Цар. 11:11). Что скажем? Ужели Бог всяческих говорил ложь? Да не будет! Напротив, постараемся правильно понять это, размышляя так. Написано: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори(Ам. 3:6) Злом называет бедствие, ибо одни события Он совершает по своей воле, другим же попускает быть для наказания некоторых людей, хотя они совершаются как бы против Его воли. Поелику же Он, имея возможность воспрепятствовать этому, однако же допускает этому быть часто в видах домостроительства, то называется главным виновником и этих событий. Так (обратимся опять к самому Соломону) Бог позволил ему построить во Иерусалиме храм из камней, сделал его мудрым и славным по несравненному уму. Это было делом Его воли. Но Он попустил и расторжение его царства, не сам, по Своей воле, направляя к этому события, но как бы умалчивая о том, что совершалось против Его воли, вследствие негодования на него (Соломона). Итак, хотя и воцарился Иеровоам и его преемники, но на это не было полного соизволения Божия, ибо что случается вследствие гнева (божественного), как бы для наказания некоторых, то имеет другой характер, и не может быть понимаемо так, как будто оно совершилось истинно по воле Его. Итак сами собою, а не чрез Меня они воцарились. Поелику же они начальствовали как бы без ведения об этом Бога (ибо что случается вопреки Его воле, о том, по-видимому, Он не знает): то власть их была слаба и немощна и не имела достаточно силы для сопротивления (врагам) и для защиты подчиненных. «Мною царие царствуют» «и властителие мною держат землю» (Притч. 8:15-16). А что они сверх этого страдали великим безумием и дарами Бога пользовались для оскорбления Его, в особенности же для погибели собственных душ, этому научил, говоря: «от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся». Чем могли приобрести себе доброе имя, оказывая сострадание к братьям, тем они оскорбляют Бога и средство ко спасению безумно превращают в орудие своей погибели.

Толкование на пророка Осию.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель

О том, когда Петр говорил с народом о поставлении епископа вместо Иуды, в книге Деяний Апостолов говорится: «Петр стал среди учеников, ибо собралась вместе толпа». Но мы обращаем внимание на то, что апостолы соблюдали это при назначении не только епископов и священников, но и диаконов, о чем и непосредственно написано в книге их деяний: тогда двенадцать [апостолов], созвав множество учеников, сказали (Деян 6:2). Проводилось это с особенной тщательностью и предосторожностью при созыве всего народа для того, чтобы не прокрался кто - либо недостойный к алтарному служению или к священству. О том, что иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию, - и о том, что если что идет не от законного и праведного поставления, то это неугодно Богу, сам Бог объявляет устами пророка Осии: Поставляли царей сами, без Меня (Ос 8:4).

Письма.

Прп. Ефрем Сирин

Сами себе царя поставиша, а не Мною, то есть не вопросили Господа, кому царствовать над ними. Начальствоваша, и не явиша Ми, то есть не вопрошали Господа и когда поставляли царей и судей, и когда выходили на брань со врагами своими.

Блж. Иероним Стридонский

Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель

См. Толкование на Ос. 8:1

Лопухин А.П.

Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель

Пророк называет те преступления, за которые Израиль должен понести наказание, именно отпадение от дома Давидова, самовольное поставление себе царей и князей, и введение служения тельцам.