Толкования на Ос. 8:9

Свт. Кирилл Александрийский

понеже тии взыдоша ко Ассирианом: процвете о себе Ефрем, дары возлюби

См. Толкование на Ос. 8:8

Прп. Ефрем Сирин

Как пустынный онагр, уподобился человеку, который лишен утешения от домочадцев и ближних, одинаково с ним бедствующих.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9–10 Ибо они восходили к Ассуру, как дикий осел, одинокий у себя. Ефрем давал подарки любовникам. Но хотя они за плату нанимали народы. Я скоро соберу их, и они на некоторое время освободятся от бремени царя и князей

Пожран был, говорит. Израиль и сделался подобным непотребному или нечистому сосуду, от которого не остается черепка, чтобы можно было зачерпнуть воды или [принести] немного огня. Так как они стали сосудом нечистым, то пошли к ассириянам подобно дикому одинокому ослу. Они не были овцами, пасомыми Господом, но злоупотребляли своею свободою и были уведены в плен. Пророк оплакивает их, говоря: Ефрем давал подарки ассириянам и за плату нанимал любовников своих, о которых Иезекииль пишет: «всем блудницам дают плату, а ты давала плату любовникам твоим», и бысть в тебе сопротивно (Иезек. 16, 33–34). Дав подарки народам и за плату наняв в помощь себе народы, они соберутся для битвы, но все будут побеждены и уведены в плен. И так как они любят предлагать подарки врагам, то на некоторое время получат преимущество не платить податей царю и князьям, доколе не прибудут в Ассирию, где они не будут давать податей и налогов, как свободные, но будут доведены до крайнего порабощения. В отношении к еретикам мы не сомневаемся, что уходя к ассириянам согласно с заблуждением ума своего, они полагают, что они восходят, а не нисходят. Поэтому им говорится чрез Исаию: что бысть тебе ныне, яко возлезосте вси на храмины тщетные (Исаии 22, 1)? Князь этих ассириян, это – самомнение (sensus magnus). Поэтому Ефрем стал процветать у себя, самонадеянно считая себя возвысившимся. Или он стал подобен дикому ослу одинокому, направляющемуся не на нивы церкви, а в пустыни диавола. Он полюбил подарки вследствие своего заблуждения, – или потому, что надеялся на вознаграждение, или же потому, что все делал ради постыдной корысти. Или он давал подарки и плату своим любовникам, демонам, и за это будет предан народам (языческим). Ибо как язычники чтут телесных истуканов, так [еретики] признают богами идолов, измышленных ими из своего сердца, и поэтому они будут причислены к язычникам. Но если, говорит, теперь и в настоящей жизни принесут покаяние и Я приму их, то они перестанут поставлять над собою малого царя и князей его. Под малым царем мы должны понимать диавола в отличие от великого Царя, который ничего общего не может иметь с Велиаром, но который немедленно, как только будет принят верующими, изгоняет из сердца их малого царя и князей его. По еврейскому же тексту соберутся в церкви Божией те, которые прежде были рассеяны и за плату нанимали себе народы, и освободятся от бремени царя, относительно которого апостол обличает отделившихся от церкви, говоря: без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте (1Кор. 4, 8), и от князей, которых они поставили в синагогах диавола.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе

См. Толкование на Ос. 8:8