Толкования на Ос. 9:14

Свт. Кирилл Александрийский

Даждь им Господи: что даси им? даждь им утробу неплодящую, и сосцы сухи

Если же, говорит, Израиль знать не хочет Бога, но, напротив, увлекается суетною и неразумною надеждою и полагает, что одолеет врагов по причине множества детей и потому, что у него велико поколение годных к войне, а вследствие этого нет надобности в помощи от Твоей десницы, то пусть его женщины вовсе не родят. Это – «утроба неплодящая». А если родят, то пусть не вскормят, т. е. пусть погибнут прежде времени и пусть поколение падет прежде, чем достигнет юношеского возраста, потому что, если таким образом будет пресекаемо у них связанное с этим высокомерие и впредь будет истребляема надежда на множество воинов, то они притекут к Твоему милосердию и признают Тебя Спасителем и Избавителем. И теперь пророк говорит это из боголюбия и в одно и то же время ищет и славы Своего Владыки, и обращения Израиля, хотя бы по необходимости, если уже это не может быть у них плодом доброй воли.

В духовном смысле «утроба неплодящая и сосцы сухи» могут относиться к худым делателям, ко всякому соблазняющему и сводящему с прямого пути навыкших шествовать право (разумею: в вере) и исправных в путях своих. Действительно: так как их ум не рождает ничего кроме слов лживых и понятий превратных, то да не воспитают они в заблуждении собственных чад, – разумею по учению, и церкви лукавнующих, имея «сосцы сухи», да не будут матерями обольщенных.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу бездетную и сухие сосцы

Если мы злоупотребляем тем, что Бог дал нам для благословения [Господа], и делаем употребление, противное тому, для которого это дано нам, то является полезным отнятие этого от нас. Так, язык дан нам для прославления Господа Бога и для выражения добрых [мыслей], но если кто-либо злоупотребляет им для богохуления, то против такого псалмопевец обращается к Господу с молением: неми да будут устне льстивые, глаголющая на праведного беззаконие гордынею и уничижением (Псал. 30, 19), и в другом месте: да потребит Господь вся устне льстивые, язык велеречивый (Псал. 11, 4). Так как Ефрем хвастался утробою, зачатием, рождением и многочисленностию народа, то пророк обращается с молением к Господу и говорит: дай им, Господи, и на вопрос: что Ты дашь им? он сам себе отвечает, тотчас же прибавив: дай им утробу бесплодную и сухие сосцы, чтобы они не имели повода к кичливости и чтобы были постыжены в том, что обыкновенно ставили себе в похвалу. Очевидно, что все это можно понимать и в отношении к учителем противных учений, которые тщеславятся многочисленностию своих приверженцев и теми детьми, которых они воспитали для погибели, чтобы вывесть их из Церкви и привесть к убийце. Ибо диавол умерщвляет всех тех детей, которые рождаются чрез заблуждение. О душе такого рода говорится: блажена есть неплоды неоскверненная, яже не позна ложа во гресе (Прем. Сол. 3, 13). И действительно, блажен тот член Церкви, который не рождал детей чрез заблуждение, подобно еретикам. И к другом месте мы читаем: лучше бесчадство с добродетелию (Прем. Сол. 4, 1). Ибо от законопреступного ложа семя исчезнет. Аще бо долгоживотни будут, ни во чтоже вменятся и бесчестна напоследок старость их (Прем. Сол. 3, 16–17). Ибо плодородие и многочисленность нечестивых не послужат ни к чему полезному. Мы, конечно, не должны думать, что пророк просил [Господа дать Ефрему] бесплодную утробу и сухие сосцы в телесном смысле.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы

В гневе на великое развращение Израиля, пророк просит привести в исполнение Божественный приговор о народе.