Толкования на Ос. 12:12

Свт. Кирилл Александрийский

И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Израиль о жене и о жене снабде

Снова речь возвращается к исследованию благородства и достоинства праотца и грубости и нечестия его потомков. Удивляется как бы его терпению в малом, затем применяет это к обличению нерадения десяти колен в величайшем. В самом деле: кто не подивится тому, что Иаков нес столь суровый и обременительный труд и не отказался быть наемником у Лавана из-за жен и брака? (Быт. 29) И хотя награда праотца была весьма незначительна (я сказал, что это был брак), все-таки хранил и соблюдал веру обещавшему брак, и трудился он не в своем городе, или земле, или дома, но был пришлец и жил на чужбине. Вот каков был Иаков, рассмотрим же и преступления Израильтян. Их не посылали в чужую страну, но, когда они жили в качестве военнопленных, работали на Египтян и исполняли даровой труд, то силою Божией некогда освобождены были из страны притеснителей и заняли землю, обещанную отцам. Не брак с женщиной предстоял им в воздаяние как ожидавшему брака (праотцу), но щедрое подаяние всякого блага, земля, текущая молоком и медом, победа над супостатами, слава и богатство и проистекающие из всего этого выгоды. Чего же еще им недоставало для счастья и наслаждения? – Однако не сохранили, потому что совершили преступление, не удостоив хранение почти никакого внимания. – Итак ясно, что кто идет против отеческой доблести, и это без всякой меры, тот не способен будет наслаждаться и дарованным ему снисхождением, ибо праведен Судия (2 Тим. 4:8).

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Отъиде Иаков работать о жене, потому что не имел у себя, что мог бы, по обычаю, дать в дар за жену. Но Господь вознаградил его за бесславие нищеты, когда, при возвращении его из Харрана в землю свою, извел, как сказано, в четырех полках. И сынов Иаковлевых извел Бог из Египта с таким же богатством, с каким самого Иакова изводил из Харрана. Но они забыли сие, терзали души свои заботами о благах своих, уклонились к божествам чуждым, и отвергли страх Божий. Таинственный же смысл сих слов тот, что постигшие силу Божественных Писаний должны быть внимательны к себе и не утруждать сердец своих делами мертвыми сынов земли, возлюбивших земное.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12–13 Убежал Иаков в страну сирийскую, и служил Израиль за жену и за жену стерег овец. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его

По-видимому, без основания и вопреки порядку пророчества после идолов Галаада и Галгалы, подобных грудам камней, вдруг начинается речь об истории Иакова но книге Бытия; но это тотчас поймет тот, кто помнит сказанное выше (ст. 4) об Иакове: во чреве он запинал брата своего, и вследствие силы своей он стоял прямо пред ангелом, и превозмог ангела и стал более сильным; он плакал и умолял его, в Вефиле нашел его, и там он говорил с нами. Таким образом не напрасно Иаков был подкреплен ангелом, но для того он в продолжение целой ночи боролся и победил противника, чтобы отсюда узнать, что он не должен бояться брата, из страха пред которым он бежал в Сирию к дяде своему, Лавану (Быт. гл. 27), и служил за жену, Рахиль, семь лет, и столько же лет за Лию стерег овец тестя своего, Лавана. И так как Иаков был назван Израилем, то к отцу присоединяются дети и припоминается дальнейшая история, когда Господь чрез пророка Моисея вывел Израиля из Египта и когда двенадцать колен, родившихся от Израиля, были выведены и спасены пророком. Не будет далек от истины тот, кто скажет, что Иаков – запинатель и Израиль, видящий Бога, прообразовали Господа, что Рахиль, бывшая сначала бесплодною, означает Церковь, а Лия с гноящимися глазами и плодовитая служит таинственным образом синагоги, и что Сам Он вывел людей верующих из тьмы века сего и привел к сладким водам Иодана, то есть к крещению.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец

Пророк снова обращается к прошедшим временам. Смысл речи в ст. 12-13 понимается неодинаково. По мнению одних толковников (Эвальд), пророк выставляет на вид попечительное отношение Господа и к праотцу Израильского народа (ст. 12), и к самому Израилю. По мнению других (Бродович), пророк противополагает судьбу праотца Израиля судьбе самого Израиля: Иаков должен был бежать в чужую страну и, подобно рабу, стеречь овец; но потомки его чудесно были выведены из Египта и охранялись Богом через пророков. Таким противоположением Осия указывает на любовь Бога к Израилю, чтобы подчеркнуть неблагодарность последнего.