Толкования на Ос. 14:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 обратятся и сядут под кровом его, поживут и утвердятся пшеницею, и процветет яко виноград память его, якоже вино Ливаново. Ефремови что ему еще и кумиром? аз смирих его, аз и укреплю его: аки смерчие учащеное, от Мене обретеся плод твой

Отстанут, говорит, от прежних грехов, ревностно обратятся к служению Богу живому и истинному и будут подчиняться единственно только Ему, ни от кого другого не ожидая спасения от врагов, но от Него Одного. Хорошо исполняя это, церковь из язычников говорит о Спасителе всех в Песни Песней: «под сень ею восхотех и седох» (Песн. 2:3). Навыкшим поступать так да возгласит и богоглаголивый Давид, говоря: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс. 120:6). Это совершал Бог для древних, когда облако в пустыне осеняло их и дивно освещало горнюю и божественную скинию. При этом весьма хорошо говорит: «сядут», так что в этом усматривается постоянство и непоколебимая основательность мысли обращающихся к Богу.

Вот достоприятные дары обращения и утверждения: будут, говорит, причастниками вечной жизни, и в изобилии силы, разумеется – духовной. Это, думаю, означает: «упиются пшеницею». Написано, что «хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103:15). Потому, тело наслаждается сродной ему пищей, а душу укрепляет божественное и горнее слово, ибо как можно сомневаться в том, что обращающийся от заблуждения к познанию Бога и мужественно устремляющийся из рвов порока к исканию добродетели переходит от бессилия к силе, если действительно признаком бессилия считается впасть в беспечность, мирские удовольствия и пристрастие к идолослужению, а блестящим обнаружением духовной мощи признается – быть готовым на доброе дело, кроме того не ставить ничего выше любви к Богу и непреткновенно, с бодростью ума шествовать стезею, (ведущею) к этому?

Бог в одном месте говорил матери иудеев, то есть синагоге: «аз посадих тя виноград плодоносел, весь истинен» (Иер. 2:21). Поет нам о ней в одном месте и божественный Давид: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним»(Пс. 79:9-10). Итак, Израиль был «виноградом благолозным» (Ос. 10:1). Но так как он многообразно грешил, то Господь низложил «оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем: озоба и вепрь от дубрави, и осел дивий пояде и» (Пс. 79:13-14), – значит, отдан на попрание желающим вредить, в добычу кабанам и ослам, то есть – похотям и неразумию. Впрочем во Христе процвела «память его», конечно – Израиля. А «память» – говорит потому, что не все уверовали, но как бы на память о нем соблюдается остаток. Для Ефрема же, или для Израиля, благодать Божия была «якоже вино Ливаново», то есть благовонное и слегка приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нем говорит блаженный Давид: «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15), и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: « ядите, и пийте, и упийтеся ближнии» (Песн. 5:1), потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно еще более полезно.

Что ему еще и кумиром? Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком еще из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщенных такое искание, ибо что может дать кому либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: «благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте» (Ис. 41:23), – но никогда не могут рукотворенные принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: «бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим суть» (Иер. 10:11). На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: «что ему еще и кумиром

Аз смирих его, аз и укреплю его. Я, говорит, могу озлобить тех, кто, как Я замечаю, пренебрегает искренним расположением ко Мне. Равным образом укрепляю тех, кто будет делать добро и знать сущего по естеству и истинного Бога. Итак, и озлобление или изнеможение Израиля зависело не от них (ложных богов), и переход к силе нельзя считать даром демонов: это богодарованное благо, точно так же, как и бессилие было следствием движений гнева. Поэтому мудро и боголюбиво поет нам великий Давид: «крепость моя и пение мое Господь» (Пс. 117:4).

Растение «смерчие» настолько густо и обильно листвою, что кажется как бы рукотворенною кровлей и не дает прохода ни солнечным лучам, ни дождевым струям, хотя бы они и сильно лились на землю. Итак, что они, повинуясь Богу, будут иметь безмятежное осенение или помощь, показывает, говоря: «аз аки смерчие учащеное». А что всякое плодоношение повинующихся Богу совершается не иначе, как во Христе или чрез Христа, подтвердит Сам Он, говоря евангельскими словами: «без мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Таким образом, конечно, может сказать всякому верующему, если он славен, досточуден и украшен добродетелью: «от мене плод твой обретеся».

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское

См. Толкование на Ос. 14:7

Блж. Иероним Стридонский

Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское

См. Толкование на Ос. 14:5

Лопухин А.П.

Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское

Речь идет об отдельных членах народа Израильского. Возвратятся сидевшие под тенью его, т. е. Израиля. Израиль представляется здесь под образом ветвистого дерева, прикрывающего своею тенью отдельных членов народа. Будут изобиловать хлебом; в слав. «утвердятся пшеницею», - чтение: strricqhsontai (утвердятся) во многих кодексах, но первоначальным должно считать чтение принятого текста LХХ mequsqhsontai, будут упояться.